28.11.2018 – 27.01.2019 в Выставочном зале «Народные картины» — Музей русского лубка и наивного искусства.
Выставка картин художника Василия Шевченко (1926 – 1997) из собрания Липецкого областного художественного музея и частного собрания вдовы художника Таисии Филипповны Фёдоровой.
В основу выставки лёг важнейший для Василия Шевченко мотив тревожного светила: солнца, замершего не то в рассветной, не то в закатной заре, и луны, почти неотличимой от подернутого дымкой солнца – светила-вестника, возвещающего жгучую правду, недреманного ока природы, лишь меняющего свои состояния.
В ожидании крика возрождения мира или его гибели всё живое обращается к светилу существом, чутьём – бытием своим. Как говорил сам Шевченко: «Мой любимый цвет – крик!» Но назвать его картины кричащими, яркими не поворачивается язык, они скорее страстные, горящие, живые. В них накрепко переплетены отчаяние и надежда, свобода и ужас, любовь и скорбь.
Василий Шевченко никогда никому не подражал и держался особняком в сообществе липецких художников. Верность себе, своему художественному языку, несгибаемость и настоящая страсть к творчеству привели его наконец к признанию. Без преувеличения, он – один из самых выдающихся художников России середины – конца XX века.
Василий Иванович Шевченко родился в селе Колыбелка Воронежской губернии на Среднем Доне в многодетной крестьянской семье. В конце 1930-х с семьей переехал в город Лиски. В 1943 году был призван в армию и попал на фронт после «сержантской школы» 17-летним командиром стрелкового отделения. В 1945 году гвардии младший сержант Василий Шевченко был тяжело ранен под Кёнигсбергом. Он очень долго лечился, перенёс несколько сложнейших операций, что положило начало развитию серьезного заболевания сердца.
Так и не получив художественного образования, в 1950-м году устроился художником-оформителем в Липецке на ферросплавный завод, позже – на ту же должность в трамвайное управление. С 1972 по 1986 год работал в Липецком отделении художественного фонда РСФСР. Лишь в 1991 году, когда ослабевает гнёт соцреализма, он становится членом Союза художников России, хотя в выставках участвовал с 1960-го года.
Тот факт, что Василий Шевченко не получил художественного образования, способствовал его включению в ряд «наивных художников» – и это, несмотря на всю условность определения, не самый последний ряд. Среди имён в этом «ряду рядовых» самоучек – Павел Леонов, Нико Пиросмани, Анри Руссо: художники, обладающие своим собственным непокорным художественным языком.
Много есть определений наивного искусства, но каждое несовершенно. В Канаде наивное искусство называют «непослушным искусством» (d’art indiscipliné). И это очень точно. Если художников-наивов определять как тех, кто вне школ и течений остаётся самим собой, то Василий Шевченко, конечно, наивный – художник первобытной, стихийной мудрости.
Сегодня его работы находятся в собрании государственных музеев в Воронеже, Липецке, Москве, в том числе в Музее русского лубка и наивного искусства. Кроме того, его картины вошли в частные собрания в России, США, Германии, Италии, Финляндии, Японии, Кореи и других странах.
Информация (на 15.11.2018):
Выставочный зал «Народные картины» — Музей русского лубка и наивного искусства (бывший «Арт-Измайлово»).
Адрес: Измайловский бульвар, дом 30.
Проезд до станции метро «Первомайская».
Время работы: среда, пятница с 12:00 до 19:00, в четверг с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 12:00 до 18:00, понедельник и вторник – выходные дни.
Стоимость билетов:
Основная экспозиция: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Временные выставки: взрослые – 50 рублей, льготные категории – вход свободный.
Фотосъемка — 100 рублей.