Пятница , 1 марта 2024

Путь суфия.

С 30.11.2023 до 20.02.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге представляет выставку «Путь суфия», посвященную суфизму – мистическо-аскетическому направлению ислама. Шамаилы, гравюры, рукописи, ритуальные предметы, редкие архивные фото дервишей – всего около 100 экспонатов – представят историю суфизма и раскроют основные идеи его учения.

На выставке будут представлены предметы из Центральной Азии и Ближнего Востока, наделенные, по мнению суфиев, особой силой – секиры-теберзины, посохи из полированных корней или ветвей необычной формы, булавы с навершиями в виде голов дэвов. Уникальный экспонат – расписная рубаха суфийского наставника, покрытая кораническими цитатами и молитвенными формулами.

«Среди самых интересных экспонатов также можно отметить суфийские амулеты и обереги, сосуды  из тыквы для сбора пропитания, кашкули  (чаши) из скорлупы кокосового ореха, миниатюру «Пляшущие дервиши» (Индия, нач. XVII в.), облицовочный кирпич из мечети Ходжа Ахрар  в Ташкенте (XVIII в.), акварель венецианского художника Раффаэле Майнеллы» – рассказала куратор выставки, кандидат философских наук Ирина Османова.

Термин «суфизм» происходит от арабского суф – «шерсть», так как грубое шерстяное одеяние считалось атрибутом дервиша. Суфии сознательно отрешаются от мирского и предаются аскетическому подвижничеству. Считается, что их практики восходят к постам и периодам самоотречения, которые были присущи жизни пророка Мухаммада.

В первые века ислама эти духовные практики постепенно трансформировались в сложную мистико-философскую традицию средневекового суфизма. В настоящее время суфизм продолжает играть важную религиозную роль в жизни исламских государств.

Центральная идея суфизма – любовь к Богу и единение с ним, полное погружение в божественное и «самоуничтожение» в Боге. Путь любви к Богу или восхождения к Абсолюту предполагает три ступени: шари‘а-тарика-хакика (закон/путь/истина). На первой ступени находятся простые верующие, на второй ступени – суфии, на третьей – «избранники божьи», святые. Путь духовного совершенствования лежал через полное подчинение ученика (мюрида) учителю-наставнику (муршиду) и выполнение его указаний.

Особую роль в ритуальной практике некоторых суфийских братств играли музыка и танцы, которые помогали входить в особое экстатическое состояние, а также магия чисел, слов, цвета, запахов, заклинаний и заговоров. Широко были распространены амулеты-обереги с вложениями в виде молитв и текстов из Корана, обладающие охранительной и магической силой.

Основными атрибутами дервишей-суфиев были посох, чаши для сбора подаяний, теберзин (секира), булава, рог и молитвенные четки. Эти подлинные предметы, представленные на выставке, несомненно, привлекут внимание посетителей, как и элементы облачения суфиев (халат, рубаха, головной убор).  

В XII–XIV веках в рамках суфизма образовалось несколько религиозно-философских школ – тарикатов (араб. тарикат – путь; также их называют братствами или орденами). Всего сформировалось 12 основных тарикатов. В России история суфизма связана с накшбандийским орденом (XIV в.) и братством кадирийа (XII в.).

Суфийская обрядность – культ шейхов, почитание святых, совершение паломничеств, совместные поминания Бога, коллективные молитвы, магические и лечебные практики стали частью жизненного уклада некоторых народов Башкортостана, Северного Кавказа (преимущественно ингушей и чеченцев) и других регионов России.

На протяжении всей своей истории суфизм вдохновлял своих приверженцев, оказывал влияние на развитие мусульманской эстетики, этики, литературы и искусства. Странствующие суфийские проповедники несли ислам в удаленные уголки немусульманского мира. Духовная суфийская традиция как неотъемлемая часть ислама восприняла и адаптировала элементы немусульманских традиций, верований и практик.

Информация (на 30.11.2023):

Государственный музей истории религии.

Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы:

Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.

Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.

Среда – выходной день.

Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов:

http://gmir.ru

Смотреть еще

Выставка Бернар Пикар – неизвестный мастер известных гравюр Государственный музей истории религии Петербург

Бернар Пикар – неизвестный мастер известных гравюр.

С 23.11.2023 до 12.01.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *