Пятница , 26 апреля 2024

Николай Хальзев. Берега.

С 10.02 до 26.03.2023 в Самарском областном художественном музее.

Самарский областной художественный музей представляет выставку Николая Хальзева (1923-1999) «Берега», приуроченную к 100-летию со дня рождения. На выставке в Мраморном зале Самарского художественного музея экспонируются работы из собраний Самарского и Тольяттинского художественных музеев, а также частных собраний.

Николай Иванович Хальзев родился в селе Сухая Вязовка Самарской губернии в крестьянской семье. В 1929 году его семья была раскулачена. Благодаря помощи старшего брата Ивана, работавшего в Самаре на мельнице, голодавшая семья переехала в город. В мальчике рано пробудилась тяга к рисованию, в 16 лет Николай поехал в Пензу и поступил в художественное училище, однако закончить его помешала война — в феврале 1942 года Хальзева проводили на фронт.

Он с боями прошел Польшу, Румынию, Венгрию, прорвался через горы в Австрию, получив ранение во время взятия Будапешта. В армии оставался до 1947 года, стал кавалером ордена Славы III степени, был награжден многими медалями. Вернувшись домой, он поехал доучиваться в Пензу, где был зачислен на третий курс.

Получив документ, дающий право преподавать в школе рисование и черчение, Хальзев устроился в Куйбышевский театр оперы и балет художником — исполнителем. Был принят в Товарищество художников, ставшее впоследствии отделением художественного фонда. С 1967 Николай Иванович стал членом Союза художников России.

Хальзев пробовал себя в разных видах и жанрах изобразительного искусства. В 1960-е овладел техникой эстампа — линогравюры офорта, литографии, сухой иглы. На выставке представлены работы этого времени, воплотившие тонкое чувство композиции, ритма, передающие дух «оттепельных» шестидесятых с их динамическим сосуществованием человека и природы.

Но графика не осталась в центре его творческого внимания: Хальзев ощущал себя живописцем и, прежде всего, пейзажистом. Начиная с середины 1950-х, когда в Куйбышев после окончания художественных учебных заведений стала возвращаться творческая молодежь, он сблизился с В. Пурыгиным, И. Комиссаровым, Г. Филатовым. В это время продолжили свое развитие традиции самарской пейзажной школы, основателем которой был К.П. Головкин. Главной темой пейзажистов стало уникальное своеобразие, красота природы Самарской Луки, Волги и Жигулей.

На выставке в музее представлены как небольшие этюды, так и программные полотна Хальзева. Особое внимание привлекает его монументальное полотно «Жигулевские ворота», где перед нашими глазами раскрывается масштабная панорама Жигулевских гор — популярный мотив среди самарских художников. Здесь избран особый ракурс – вид гор открывается нам как бы с высоты птичьего полета, мы словно бы зависаем над открывшимся взору широким простором. По воспоминаниям дочери художника, он работал над этим мотивом на склоне Лысой горы в Студеном овраге.

Николай Иванович тонко чувствовал красоту природы родных мест, мастерски умел передавать ее состояние в разные времена года. Он построил домик на Проране, где была творческая база союза художников, часто ездил на лодке по волжским протокам. Особое место в его работах занимает мотив с изображением Самары, увиденной с противоположного берега Волги.

В 1966 году Волжский автозавод стал огромной комсомольской Всесоюзной стройкой, руководство которой пригласило художников, чтобы запечатлеть этот важнейший исторический процесс в произведениях искусства. В числе мастеров из Куйбышева (Самары) были Иван Комиссаров, Николай Хальзев, Виктор Завацкий, Марк Петров, Валентин Пурыгин, Павел Якушев и многие другие. На выставке представлена картина Хальзева, посвященная этой теме, находящаяся в собрании Тольяттинского художественного музея.

Большой период творчества художника был связан с Крымом: в 1970-е годы Николай Иванович многократно бывал в Гурзуфе на творческой даче художников им. Константина Коровина. Хальзев забирался в самые немыслимые уголки Крымских гор с этюдником, любил работать там весной или осенью.

В 1990-е художник экспериментировал в новом для него жанре – акварельном. Он придумал свою оригинальную акварельную технику – добавлял в акварель крем для бритья, что придало им весьма своеобразный вид. Эти работы также представлены на выставке в музее. Даже в последние месяцы и недели своей жизни художник писал на пленэре, недалеко от дома на Проране, на берегу Волги.

Николай Иванович Хальзев был участником областных, зональных, республиканских выставок, неоднократно принимал участие в выставках «Большая Волга»; при жизни у него было около десяти персональных выставок. Его работы находятся в Самарском и Тольяттинском художественных музеях, в частных коллекциях России. Они также приобретались коллекционерами из Германии, Великобритании, Франции и продавались на аукционах Европы в 1993 — 2017 гг.

 

 

Информация (на 16.02.2023):

Самарский областной художественный музей.

Адрес: город Самара, улица Куйбышева, дом 92.

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг и субботу – с 13:00 до 21:00. Вторник – выходной день. Во второй понедельник месяца музей открывается с 13:00. В предпраздничные дни работа музея сокращается на 1 час.

Стоимость билетов на выставку – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов на официальном сайте:

https://artmus.ru

Экскурсионный отдел: + 7 (846) 332-33-09.

 

Смотреть еще

Самара Самарский областной художественный музей Выставка Юрий Малыгин Когда владеют формой руки

Юрий Малыгин. Когда владеют формой руки.

С 27.04 до 28.05.2023 в Самарском областном художественном музее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *