Вторник , 19 марта 2024

Зуфар Гаянов. В поисках гармонии.

С 29.06 до 24.07.2022 в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.

Выставка произведений Зуфара Гаяновича Гаянова «В поисках гармонии» в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова экспонируется в рамках выставочного проекта «Эпосы, легенды, сказания в произведениях художников Башкортостана», посвящённого Году культурного наследия народов России, и приурочена к 80-летию со дня его рождения. В экспозиции — избранные произведения из собрания музея.

Получив блестящее образование в Московском художественном училище памяти 1905 года, Зуфар Гаянов начал свой путь в искусстве как живописец. В 1981 году завершил учёбу на художественном отделении Уфимского государственного института искусств: диплом защищал уже как график-акварелист. Обращением к графике был обязан дружбе с заслуженным художником РФ, народным художником БАССР, основателем школы башкирского офорта Эрнстом Миниахметовичем Саитовым (1936–2004). Под влиянием Саитова с 1974 года стал участником всесоюзных творческих групп художников-акварелистов и почти одновременно заинтересовался офортом. Обращение к офорту увенчалось успехом: его офорты экспонировались на всероссийских и всесоюзных выставках эстампа.

Уже ранние произведения Зуфара Гаянова — пейзажи, натюрморты и тематические композиции конца 1970-х годов, выполненные в техниках акварели и офорта, — констатировали одну из важнейших черт его художественного мышления — утончённый лиризм. Основанный на созерцательности, он подчёркивался горизонтальной композицией и сложнейшими нюансировками тона.

Начало 1990-х годов ознаменовалось изменениями его образно-тематических убеждений, ставшими результатом трансформации мировоззренческих приоритетов. Если в 1970-е – 1980-е годы его основными жанрами были пейзаж и натюрморт, основанные на лирическом переосмыслении натурного мотива, то композиции 1990-х посвящены нравственно-эстетическим размышлениям о человеке, жизни, смерти, вере, истинной сути гармонии и границах совершенства.

Вслед за изменениями образно-тематического спектра последовали изменения живописно-пластические. На смену широте и плавности акварельного мазка пришла чёткая, в некоторых случаях жёсткая линия, на смену горизонтальной композиции — композиция вертикальная, продиктованная образной репрезентативностью.

Наряду с акварелью, в сферу особого внимания Зуфара Гаянова вошли пастель и живопись на шёлке, которые со временем стали даже превалировать. Причём, если в живописи на шёлке сохранилась прежняя пейзажная созерцательность, то в пастелях уже концептуально воплощались образы и темы духовного и нравственного содержания. Так появились серии «Мои откровения. Размышления о вере», «Путешествие во времени с лампой моего детства» и «Путешествие во времени», решённые одновременно и в акварели, и в пастели.

Обращение к традиционной китайской живописи гохуа, выполненной китайской тушью на шёлке, стало результатом многолетнего интереса Гаянова к духовному наследию Китая. Глубокое проникновение в древнекитайскую философию привело к ответу на всегда волновавший его вопрос о природе гармонии: гармоничная форма складывается из множества негармоничных форм, так называемых бесформенных тел. При этом всё подвластно физическим изменениям: формы, пространственные соотношения, цвет, контуры, силуэты. Всё, кроме Памяти и Веры, данных человеку Любовью.

Культурологические ценности человечества подвели Зуфара Гаянова в 1990-е годы и к освоению такого выдающегося пласта национальной культуры, как башкирские эпосы. Эпос «Урал-батыр», апеллирующий к фундаментальным нравственным категориям — победе жизни над смертью, добра над злом, вечного над преходящим, — занял в этом ряду место особое.

Созданная в эти годы по мотивам «Урал-батыра» живопись на шёлке, передавая экзотику национального бытия и фольклора, — важнейшая часть творческого наследия Гаянова и современной башкирской культуры. Этими же характеристиками отмечена не менее известная его серия, созданная по мотивам произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Все вместе эти произведения возвращают нас к древним национальным истокам, призывают к воспитанию культуры памяти, без которой человеку, по мнению Гаянова, трудно оставаться Человеком.

В последние годы жизни Зуфар Гаянов стал ещё большим лириком: он вдруг открыл красоту природы рядом с собой. Так появились крупноформатные акварели, поверхность которых занимают садовые цветы, и пейзажи, написанные в любимом им Белорецком районе, на Инзере. В них с новой силой он повторил своё известное откровение, звучащее сегодня его заветом: «С того момента, когда я взял в руки кисть, решив стать художником, я встал на путь познания и стремления к гармонии. Весь мир стал моей мастерской, а ощущение свободы приходит каждое утро с первыми лучами солнца…»

Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ, автор экспозиции выставки.

 

Выставка «Зуфар Гаянов. В поисках гармонии». Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.
Предоставлено: Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.

 

Информация (на 02.07.2022):

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.

Адрес: город Уфа, улица Гоголя, дом 27.

Время работы: вторник – пятница, воскресенье с 10:00 до 18:30, в субботу с 11:00 до 19:30. Понедельник – выходной день.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:

https://museum-nesterov.ru

Телефоны: + 7 (347) 273-02-55, 272-13-85.

 

Смотреть еще

Уфа Выставка Николай Калинушкин Скульптура Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

Николай Калинушкин. Скульптура.

С 29.03 до 23.04.2023 в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *