Воскресенье , Май 22 2022
Главная / Выставки / Выставки в 2021 году / Выставки в декабре 2021 / Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I- IV веков.

Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I- IV веков.

С 04.12.2021 до 13.03.2022 в Государственном Эрмитаже.

В Государственном Эрмитаже в Зимнем дворце открылась выставка «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I – IV веков», посвященная прославленному античному стеклоделу, создававшему свои шедевры в первой половине I столетия в римской провинции Сирия, включавшей современную территорию Сирии, Палестины, Израиля, Ливана и острова Кипр.

Выставка дает уникальную возможность увидеть и оценить изделия этого замечательного мастера, чьи работы остались непревзойдёнными по изысканности форм и сложности орнаментации. Работы Энниона представлены вместе с изделиями мастерских Восточного Средиземноморья, которые демонстрируют большое разнообразие форм сосудов и умение работавших там стеклоделов.

Всего экспозиция включает 90 работ, исполненных с I по IV век. 84 предмета происходят из эрмитажного собрания – одного из крупнейших в мире. Оно насчитывает более 3000 экспонатов и охватывает период с VI века до н.э. до IV века н.э.

Особую роль на выставке играют подписные изделия работы Энниона, среди которых четыре стеклянных сосуда из коллекции известного израильского коллекционера Шломо Муссайеффа, предоставленные для выставки его вдовой Алисой Муссайефф и украшение эрмитажной коллекции – изящная по форме, изысканно декорированная амфора.

Представленные памятники знакомят с историей античного стеклоделия, различными техниками, в которых работали древние мастера, создавшие стеклянные сосуды, несмотря на хрупкость, дошедшие до нас через тысячелетия, и сюжетами, которые их привлекали.

Очень важным этапом в истории стеклоделия стал период I века до н.э. и I века н.э., когда мастера научились варить прозрачное стекло высокого качества и освоили выдувание из него сосудов с помощью стеклодувной трубки. Выставка демонстрирует разнообразие техник изготовления стеклянных изделий. Это, к примеру, мозаичная техника, отливка в матрице или техника сердечника, когда на глиняную болванку накручивали жгуты горячего стекла, что позволяло создавать причудливые орнаменты.

Возможность использования стеклодувной трубки привела к возникновению новых техник, которые могли умело комбинироваться. Одна из них – особенно сложная и требующая нескольких этапов – выдувание изделия в специальной, предварительно созданной форме, матрице. Она позволяла украшать поверхность сосудов замысловатыми рельефными орнаментами, а иногда и сюжетными изображениями.

Выдающимся мастером, виртуозно владевшим этим способом, был Эннион, чья мастерская находилась в Сидоне, одном из самых древних и процветающих финикийских городов, расположенном на восточном побережье Средиземного моря, на территории современного Ливана.

Именно Сидон стал главным центром производства стеклянных сосудов, что во многом было обусловлено огромными доходами от экспорта ароматических веществ, различных бальзамов и благовонных масел. Спрос на всевозможные миниатюрные емкости для косметики и разных ароматических жидкостей̆, медицинских экстрактов и специальных масел был настолько велик, что изделия из стекла успешно конкурировали с глиняной̆ тарой̆.

Разнообразные по форме и техническим приемам изделия античных стеклоделов создают общую картину художественного ремесла, на фоне которой виртуозно исполненные авторизованные произведения Энниона занимают особое место. Шедевры, созданные им, и сегодня поражают изощренностью и изысканностью своих форм и цветовых решений, вызывая восхищение элегантностью дизайна и виртуозностью работы.

О самом Эннионе известно немного. Его имя не греческое и не латинское. Наиболее убедительно звучит версия, согласно которой̆ Эннион носил местное финикийское имя. В некоторых надписях на его изделиях встречаются грамматические ошибки. Тщательность исполнения сосудов не позволяет приписать эти погрешности небрежности мастера, но свидетельствует, что греческий̆ язык не был для него родным.

Он родился во время царствования императора Августа, между 27 г. до н.э. и 14 г. н. э., и едва ли прожил более 50 лет, так как занимался в своей̆ мастерской̆ тяжелым интенсивным трудом, выдувая в них сложные по технике и исполнению произведения. Уже при жизни мастера его подписные работы считались предметами роскоши.

Показанные на выставке разнообразные кувшины и чаши, амфоры и кубки, флаконы для духов, бальзамов и косметики, сосуды для лечебных мазей и даже миниатюрная чернильница – рассказывают нам о вкусах и привычках, моде и образе жизни, а также некоторых аспектах религии тех, кто создавал эти стеклянные изделия, и тех, кто ими пользовался.

Выставка подготовлена в рамках Международного Года стекла – 2022 Отделом античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом, кандидата искусствоведения, Анны Алексеевны Трофимовой.

Кураторы выставки: Елена Нисоновна Ходза, заведующая Сектором Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Ольга Витальевна Горская, научный сотрудник Сектора Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

К выставке издан научный иллюстрированный каталог «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I–IV вв.» (СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. – 224 с. : ил. ), который предваряет вступительное слово директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Авторы статей – Е.Н. Ходза, О.В. Горская.

Выставка входит в оба маршрута – № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу.

 

 

Информация (на 08.12.2021):

Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Западина Восточной галереи Зимнего дворца.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

 

Check Also

Государственный Эрмитаж Выставка Память материала Фарфор Сергея Русакова

Память материала. Фарфор Сергея Русакова.

С 12.02 до 26.05.2022 в Государственном Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *