Среда , Сентябрь 28 2022
Главная / Выставки / Выставки в 2022 году / Выставки в августе 2022 / Русский авангард: механика, конструкция, быт.

Русский авангард: механика, конструкция, быт.

С 11.11.2021 до 11.09.2022 в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.

Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» Музея истории Петербурга в Петропавловской крепости объединила экспонаты из собрания 14-ти российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций и демонстрирует, как всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой  в конце 1910-х – 1930-х годов нашло отражение в искусстве авангарда и как повлияло на повседневную жизнь человека.

Феномен авангарда является одной из наиболее важных вех в истории ХХ века. В России искусство «передового отряда» достигло своего расцвета в 1920-е годы, совпав с воспеванием технологического прогресса, культом механики и техницизма.

Идея создания механизированной среды отвечала основной задаче, возникшей после Октябрьской революции, — формированию нового общества и строительству нового быта, увеличению темпов производства и рабочей силы. Это привело к развитию агитмассовых форм искусства и обращению к образам, понятным обычному человеку. Всеобщее увлечение машинной эстетикой в период с 1917 года и до начала 1930-х годов повлияло, таким образом, не только на художественную, но и повседневную жизнь страны.

На выставке представлены архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, образцы текстиля, керамические изделия и предметы быта, воспевающие индустриализацию и экспериментирующие с новыми, «машинными» формами и объёмами.

Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой, экспериментировавших не только в области живописи и графики, но и с объемными формами, исследовавших возможности конструкции и плоскости.

Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса. Как и многие авангардисты он стремился ликвидировать отрыв искусства от индустрии и бытовой среды. Спроектированные им технические сооружения представляли собой настоящие произведения искусства.

С середины 1920-х годов Александр Родченко занимался фотографией, основу которой составляли ракурсные изображения архитектуры. На выставке можно увидеть эксперименты художника в этой области.

Понятие «производственное искусство» приобрело ясные очертания на страницах журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), выходившего с марта 1923 года под редакцией Владимира Маяковского. Этот журнал стал единственным советским изданием, где на равных правах обсуждались вопросы искусства, производства, литературы, кино, рекламы, фотографии и театра. Все номера «ЛЕФа» и «Нового ЛЕФа» (1927–1928) были оформлены Александром Родченко. Обложки этих журналов можно увидеть на выставке.

Плакатное искусство эпохи авангарда широко представлено знаменитыми плакатами «Окна РОСТА», которые создавались в Москве и Петрограде и оказали значительное влияние на развитие советской социально-политической графики, в том числе и карикатуры.

Отдельный интерес на выставке представляют архитектурные проекты общественных и производственных зданий, выполненные в 1920–1930-х годов для Москвы, Ленинграда и других городов известными архитекторами Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими.

Неотъемлемым компонентом авангардной культуры стало художественно-декоративное оформление городов к революционным праздникам. Эскизы убранства, соответствующие духу нового времени, выполнялись самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.

Развитие индустриальной культуры и промышленности способствовало изменениям и во всех прикладных сферах. Руководствуясь принципом утилитарности, художники задумались о создании нового, функционального типа одежды. Так появилась прозодежда — рабочая одежда для людей, занимавшихся производственной деятельностью во всех сферах. На выставке представлены эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.

Новый тип одежды использовался и на театральной сцене. Применяя характерные приемы создания прозодежды, художники с помощью костюма подчеркивали тот или иной типаж героя. Активно экспериментировали в этой области Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер.

Большой раздел выставки посвящен театральным постановкам эпохи авангарда. На выставке можно увидеть эскизы к театральным костюмам и декорациям, афиши, макеты к авангардным постановкам.

Организатор проекта: Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Участники проекта: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Московский архитектурный институт, Архив А. Родченко и В. Степановой, Исторический архив ОАО «Трехгорная мануфактура». Музей выражает особую благодарность А. Н. Лаврентьеву, А. Н. Селивановой, Г. А. Каревой и А. А. Коноплёву за помощь при подготовке выставки.

 

 

Информация (на 11.11.2021):

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург — Инженерный дом.

Ближайшая станция метро «Горьковская».

Стоимость билетов: взрослый — 200 рублей, льготные категории — 120 рублей. Также выставку можно посетить по единому билету на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости.

https://www.spbmuseum.ru

Посещение музея и его филиалов при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

Check Also

Петербург Петропавловская крепость Арктический салон 2022 Программа Информация

Арктический салон 2022.

С 19.08 по 21.08.2022 в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *