Вторник , Ноябрь 24 2020
Главная / Выставки / Выставки в 2020 году / Выставки в ноябре 2020 / Владимир Потапов. Внутри. Дисторшн.

Владимир Потапов. Внутри. Дисторшн.

С 18.10 до 03.11.2020 на Всероссийском фестивале актуального искусства MOST 2020 в Калуге.

Партнер Всероссийского фестиваля актуального искусства MOST — галерея pop/off/art представляет персональный проект одного из ведущих российских художников — Владимира Потапова «Внутри. Дисторшн».

Владимир Потапов подходит к своим работам одновременно как ученый и теоретик культуры и как виртуозный мастер, владеющий множеством нестандартных техник и подходов к созданию произведений искусства. Разнообразие технических приемов, которыми пользуется Потапов, компенсируется единым смысловым полем, в которое помещены его работы.

Как исследователя его интересует проблема памяти, концептуально созвучная целому ответвлению в гуманитарном знании под названием memory studies. Сюда входит проблема фальсификации истории, вопросы забвения и подмены исторических фактов и понятий, и, конечно же, тема памяти.

Последней и посвящена серия «Внутри». Над ней Потапов работал не только как художник, но и как археолог. Доски для объявлений, детские площадки, бордюры и фундаменты домов, которые сотрудники ЖКХ из сезона в сезон покрывают все новыми слоями краски, служат автору предметом «живописных раскопок».

Так художник при помощи соскабливания краски вручную, вырезает, словно кистью, на них собственные сюжеты, в которые входят личные воспоминания Потапова, портреты близких людей художника, сцены и фрагменты его собственной биографии и большой истории страны. Используя в качестве медиума красочную слоистую структуру, художник обнажает слои «воспоминания».

 

Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.
Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.

 

Владимир Потапов:

«Завод ЭЛМАТ, на территории которого проходило мероприятие, не работает уже 8 лет. Основное производство переехало в другое место (радует, что не обанкротилось), а освободившуюся площадь любезно предоставили для фестиваля.

У меня была большая комната с окнами. В своей инсталляции я использовал железные шкафы, в которых рабочие завода на протяжении десятилетий хранили свои вещи. Шкафы после закрытия завода оказались полыми телами без органов, пустыми коконами.

Людское присутствие в них по-прежнему считывается через сохранившиеся вырезки журналов, календари, наклеенные на дверцы, надписи и забытые вещи. Для меня это тоже рабочие: погнутые, поржавевшие и отправленные на пенсию. Использовать их в инсталляции — означает дать им возможность побыть напоследок кем-то ещё перед тем, как их выбросят, послужить для других целей.

Архивные документы — ещё одна часть инсталляции. Это приказы, накладные, распоряжения, акты, табели рабочего времени, карточки складского учета и прочее, составляющие кровеносную систему заводского делооборота. Они окропили шкафы и пол своей архивной белизной и подписями личной ответственности.

«К отправке на правый берег» — папка документов, которая иллюстрирует тот самый правый крен РФ последних лет — всех отправили на тот берег и осталась звенящая пустота, наполненная холодом и ржавыми воспоминаниями. Так могла бы выглядит иллюзорная мечта оказаться в лучшем месте по сравнению с текущим. Но так ли это?

Получилась угрюмая и одновременно лирическая пустота.

В одном из шкафов нашел подшипник, теперь он на связке моих ключей. На память. Было пару человек среди зрителей, которые видели это помещение в его прежнем рабочем состоянии. Увидеть их глазами инсталляцию — это мое главное и неосуществимое желание».

 

Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.
Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.

  

Примечательно, что сам Владимир Потапов при создании проекта выступает частично как ученый. Частично — потому что настоящие ученые работают с историческими артефактами крайне бережно и осторожно. С другой стороны, совсем как ученый, Потапов ставит перед современной исторической наукой и небезразличными зрителями вполне актуальную по сегодняшним меркам проблему — проблему фальсификации, подмены и переписывания исторических событий и фактов.

В дополненной серии «внутри. Дисторшн» автор вводит визуальные элементы классической реалистической живописи, которые всегда были оптической иллюзией трехмерного пространства. И деформирует их материальным живописным барельефом волн. Взаимное проникновение обеспечивает работам драматическое напряжение — ведь где ещё можно увидеть противостояние иллюзии и материальной правды!

Благодаря этому работы становятся сложнее, плотнее и одновременно достаточно отличными от первоначальной серии «Внутри». Этот поворот в сторону смешения и попытки разглядеть традицию — именно так автор воспринимает реалистический язык живописи — через новую живописную призму указывает на желание автора сохранять преемственность, а если шире, то создать подобие метаалфавита современной живописи.

 

Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.
Владимир Потапов. Проект «Внутри. Дисторшн». Фотография предоставлена художником.

Информация (на 21.10.2020):

Основная площадка проведения Фестиваля MOST – завод «Элмат».

Адрес: город Калуга, Грабцевское шоссе, дом 43, корпус 5.

Подробная информация и расписание мероприятий на сайте Фестивале — https://www.mostartfest.com

 

Check Also

Владимир Потапов. Художник во время пандемии. Опыт дневника онлайн, как художественной хроники самоизоляции.

Владимир Потапов. Художник во время пандемии. Опыт дневника онлайн, как художественной хроники самоизоляции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *