С 18.10 до 03.11.2020 на Всероссийском фестивале актуального искусства MOST 2020 в Калуге.
Партнер Всероссийского фестиваля актуального искусства MOST – галерея pop/off/art представляет персональный проект одного из ведущих российских художников – Владимира Потапова «Внутри. Дисторшн».
Владимир Потапов подходит к своим работам одновременно как ученый и теоретик культуры и как виртуозный мастер, владеющий множеством нестандартных техник и подходов к созданию произведений искусства. Разнообразие технических приемов, которыми пользуется Потапов, компенсируется единым смысловым полем, в которое помещены его работы.
Как исследователя его интересует проблема памяти, концептуально созвучная целому ответвлению в гуманитарном знании под названием memory studies. Сюда входит проблема фальсификации истории, вопросы забвения и подмены исторических фактов и понятий, и, конечно же, тема памяти.
Последней и посвящена серия «Внутри». Над ней Потапов работал не только как художник, но и как археолог. Доски для объявлений, детские площадки, бордюры и фундаменты домов, которые сотрудники ЖКХ из сезона в сезон покрывают все новыми слоями краски, служат автору предметом «живописных раскопок».
Так художник при помощи соскабливания краски вручную, вырезает, словно кистью, на них собственные сюжеты, в которые входят личные воспоминания Потапова, портреты близких людей художника, сцены и фрагменты его собственной биографии и большой истории страны. Используя в качестве медиума красочную слоистую структуру, художник обнажает слои «воспоминания».
Владимир Потапов:
«Завод ЭЛМАТ, на территории которого проходило мероприятие, не работает уже 8 лет. Основное производство переехало в другое место (радует, что не обанкротилось), а освободившуюся площадь любезно предоставили для фестиваля.
У меня была большая комната с окнами. В своей инсталляции я использовал железные шкафы, в которых рабочие завода на протяжении десятилетий хранили свои вещи. Шкафы после закрытия завода оказались полыми телами без органов, пустыми коконами.
Людское присутствие в них по-прежнему считывается через сохранившиеся вырезки журналов, календари, наклеенные на дверцы, надписи и забытые вещи. Для меня это тоже рабочие: погнутые, поржавевшие и отправленные на пенсию. Использовать их в инсталляции – означает дать им возможность побыть напоследок кем-то ещё перед тем, как их выбросят, послужить для других целей.
Архивные документы – ещё одна часть инсталляции. Это приказы, накладные, распоряжения, акты, табели рабочего времени, карточки складского учета и прочее, составляющие кровеносную систему заводского делооборота. Они окропили шкафы и пол своей архивной белизной и подписями личной ответственности.
«К отправке на правый берег» – папка документов, которая иллюстрирует тот самый правый крен РФ последних лет – всех отправили на тот берег и осталась звенящая пустота, наполненная холодом и ржавыми воспоминаниями. Так могла бы выглядит иллюзорная мечта оказаться в лучшем месте по сравнению с текущим. Но так ли это?
Получилась угрюмая и одновременно лирическая пустота.
В одном из шкафов нашел подшипник, теперь он на связке моих ключей. На память. Было пару человек среди зрителей, которые видели это помещение в его прежнем рабочем состоянии. Увидеть их глазами инсталляцию — это мое главное и неосуществимое желание».
Примечательно, что сам Владимир Потапов при создании проекта выступает частично как ученый. Частично — потому что настоящие ученые работают с историческими артефактами крайне бережно и осторожно. С другой стороны, совсем как ученый, Потапов ставит перед современной исторической наукой и небезразличными зрителями вполне актуальную по сегодняшним меркам проблему — проблему фальсификации, подмены и переписывания исторических событий и фактов.
В дополненной серии «внутри. Дисторшн» автор вводит визуальные элементы классической реалистической живописи, которые всегда были оптической иллюзией трехмерного пространства. И деформирует их материальным живописным барельефом волн. Взаимное проникновение обеспечивает работам драматическое напряжение – ведь где ещё можно увидеть противостояние иллюзии и материальной правды!
Благодаря этому работы становятся сложнее, плотнее и одновременно достаточно отличными от первоначальной серии «Внутри». Этот поворот в сторону смешения и попытки разглядеть традицию – именно так автор воспринимает реалистический язык живописи – через новую живописную призму указывает на желание автора сохранять преемственность, а если шире, то создать подобие метаалфавита современной живописи.
Информация (на 21.10.2020):
Основная площадка проведения Фестиваля MOST – завод «Элмат».
Адрес: город Калуга, Грабцевское шоссе, дом 43, корпус 5.
Подробная информация и расписание мероприятий на сайте Фестивале – https://www.mostartfest.com