Понедельник , Май 25 2020
Главная / Арт-процесс / Михаил Бабенков. Творчество на пике неактуальности.

Михаил Бабенков. Творчество на пике неактуальности.

Михаил Бабенков художник, не стремящийся «догнать время», он последователь традиции в искусстве, которую можно было бы назвать принципиально «неактуальной» — никаких умозрительных концепций, инновационных художественных средств или эпатирующих сюжетов.

Творчеству Михаила Марковича подошёл бы, наверное, эпитет «элитарное», так как его произведения раскрываются во всей полноте не любому глазу, они требуют от зрителя обладания определённым визуальным опытом и способностью к длительному всматриванию в живопись.

За фигуративными сюжетами пейзажей или натюрмортов скрывается глубоко личностная трактовка образов, выраженная через сложность колорита, словно подёрнутого дымкой, сумеречность палитры, взволнованность фактуры. Бабенков – художник, творящий собственное время.

Выпускник Московского полиграфического института (1978), своими учителями он считает Яна Раухвергера, помогавшего ему при подготовке к поступлению на факультет художественно-технического оформления печатной продукции, Ю.К. Буржеляна и Б.М. Басова — преподавателей живописи и рисунка в институте, а после его окончания большое влияние на Бабенкова оказало общение с художником-шестидесятником Борисом Сергеевичем Отаровым.

 

Михаил Бабенков. Фото: Cultobzor.ru
Михаил Бабенков. Фото: Cultobzor.ru

 

Несмотря на тесное общение с авторитетными мастерами, обладавшими не только ярким талантом, но и выраженной харизматичностью, Бабенков не растворился в их потоке, сохраняя внутреннюю цельность собственных взглядов и отношения к искусству, уникальность своего видения.

Практически сразу найдя свой магистральный путь в искусстве, пролегавший через поиск новых возможностей традиционных средств (холст, масло, тушь), не уходя в поле актуальных экспериментов, выразить красоту рожденных в своем воображении образов.

В рамках любой системы, даже самой нестрогой, ему было тесно: «Я никогда не считал, что задачей художника является освоение определённых приёмов и последующее тиражирование образов с их помощью.

При всём моём восхищении Сезанном или Рембрандтом я не чувствовал, что уровень сверхзадач, который был достигнут ими, недостижим для меня.

Каждый из них был человек, имел руки, ноги и голову. Необходимо просто много работать», — говорит Михаил Маркович, определяя для себя горизонт задач.

 

Михаил Бабенков «Натюрморт» 2014. Предоставлено автором. 
Михаил Бабенков «Натюрморт» 2014. Предоставлено автором.

 

«Много работать» — универсальный рецепт Бабенкова для достижения определённой «планки». Михаил Бабенков художник медленного, поступательного развития, без метаний, резких взлётов и падений.

Не в его характере ждать вдохновения, оно рождается за работой в мастерской, где за эти годы сделаны тысячи рисунков, сотни гуашей, акварелей и масляных работ.

Бабенков называет себя счастливым художником: «У меня никогда не было проблемы с поиском темы для картины. Образы рождаются легко, достаточно лишь посмотреть вокруг», — говорит он о себе.

Действительно, сюжетами для его картин становятся, как правило, одни и те же предметы повседневной жизни — фонари на аллее по дороге домой, старые сосны и дубы за окном или видавшие виды вазы и кувшины, уже много лет стоящие на полках его мастерской.

 

Михаил Бабенков «Натюрморт» 2002. Предоставлено автором. 
Михаил Бабенков «Натюрморт» 2002. Предоставлено автором.

  

Они будоражат воображение художника то новым оттенком под внезапно упавшим лучом солнца или хрустальной ожеледью ледяного дождя на ветвях, и, таким образом, получая новую жизнь на холстах, каждый раз преображаясь до неузнаваемости.

Художника называют «колористом», и, это действительно так. Настройка его глаза поражает способностью различать (или придумывать) богатство сложных цветов и тонких оттенков. Художник работает, смешивая краски прямо на холсте, сразу создавая общий настрой композиции.

Линия, пятно, контур, рельеф — ему свойственно свободное разнообразие и полная раскованность в выборе инструментов. В какой момент будет достигнут требуемый результат, не известно даже ему, но работа будет настойчиво продолжаться, пока на поверхности холста не появится максимально близкое отражение ментального прообраза.

Импульсом к возникновению образа обычно является какая-то новая нечаянная цветовая гармония, мгновенно схваченная «краем глаза» художника. Что-то поддается претворению сразу, и тогда работа может быть сделана за полчаса, а какие-то мотивы могут заставить переписывать холст десятки раз, вынуждая его целиком менять цветовой и пластический строй произведения.

 

Михаил Бабенков «Автопортрет» 2019. Предоставлено автором. 
Михаил Бабенков «Автопортрет» 2019. Предоставлено автором.

 

Пятно и линия — инструменты создания образов не только в живописи, но и в графике художника. Рисунки Михаила Бабенкова, выполненные с помощью туши, пера и влажной салфетки (случайно обретенной находки, обогатившей его художественный язык) поражают виртуозностью исполнения, настолько точно и мгновенно схвачены пластика и характер персонажей.

Работы в смешанной технике являются еще одной визитной карточкой Михаила Бабенкова. Эта техника, где наиболее свободно и расковано проявляется его талант спонтанного цвето-пластического мышления и художнического мастерства.

Мне трудно определить свои задачи. Сегодня, когда цвет освободился от диктата натуры, он стал играть другую роль, выполнять задачу психологического воздействия. Я пытаюсь с его помощью выразить собственное чувство и вызвать его в зрителе» — признается Михаил Бабенков.

Виктория Петухова

(Из статьи «Михаил Бабенков. Творчество на пике неактуальности» Журнал «Русское Искусство, №IV 2011 год).

 

Check Also

Что мы знаем о Париже.

Что мы знаем о Париже.

С 04.09 до 06.10.2019 в Театре «Школа Драматического Искусства».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *