С 14.08.2019 до 31.12.2020 в Выставочном зале «Народные картины» — Музей русского лубка и наивного искусства.
Если сегодня задать вопрос о том, что такое русская народная культура, то мы услышим множество различных ответов – по-разному чувствуют и практикуют народные традиции жители севера и юга страны, городов и деревень, искусствоведы и простые зрители, молодые люди и зрелые.
На этой выставке Музей русского лубка и наивного искусства представляет лишь несколько страниц из многовековой жизни русского фольклора, и, пожалуй, эти страницы – одни из самых необычных.
Лубочные картинки появились на территории Государства Российского в конце XVII века и бытовали вплоть до начала XX века; лубок продавался на ярмарках, стоил 1–1,5 копейки за штуку, так что позволить себе его мог даже зажиточный крестьянин.
Лубок был любим народом: во время пожара эти напечатанные на плохой бумаге, грубо раскрашенные картинки спасали в первую очередь. Некоторые лубочные образы, орнаменты и шрифты нам хорошо знакомы, но вглядевшись внимательнее, мы обнаруживаем множество интересных деталей и понимаем, что на самом деле можем лишь догадываться, как же воспринималась лубочная картинка современниками.
Лубок был массовой культурой прошлого, следовательно, обыгрывал её классические штампы: любовные интриги, свадебные хлопоты, человеческие пороки и жизненные уроки. Не обходили вниманием и исторические сюжеты, изображая наиболее известных фигур русской и европейской истории.
Также активно распространялись лубки на религиозную тематику. На выставке представлены листы из Библии Василия Кореня, или «Библия для бедных», которая была создана уроженцем местечка Дубровно (Речь Посполитая, ныне Витебская область Белоруссии) Василием Коренем в промежутке между 1692 и 1696 гг. в Москве.
Издание предназначалось для людей, не умеющих читать и писать; оно наглядно иллюстрировало библейскую историю и помогало понять главные богословские догматы. При создании Библии в картинках художник, скорее всего, ориентировался на аналогичные западные издания «Библии бедняков».
Из-за наличия неканоничных изображений Бога тираж Библии Кореня был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1984–1990 гг. В.П. Пензин выполнил копии с оригинала, изменив технику (вместо гравюры на дереве мастер выполнил гравюру на линолеуме и сделал раскраску современными красками). Копии передают дух оригинала в полной мере.
Благодаря трудам исследователей мы имеем довольно обширные знания о лубке, но его корневой смысл всё равно ускользает от нас. Лубок прост и сложен одновременно. Видимо, поэтому лубочные образы до сих пор остаются популярными.
Лубком вдохновлялись, его копировали профессиональные художники разных эпох – в том числе и замечательный график и скульптор Иван Теребенёв (1780–1815), прошедший обучение в Императорской Академии художеств. Он создал целые серии листов-карикатур в лубочном духе, посвящённые наполеоновскому вторжению в Россию – некоторые из листов тоже представлены на выставке.
Отклики и мотивы народных традиций живы и в творчестве современных мастеров. Деревянные скульптуры Владимира Зазнобина (1900–1981) и Бориса Правдина (р. в 1934) соединяют в себе лаконично-грубоватый архаизм форм и полноту эмоций.
Оба художники жили и работали в Ярославской области, вдали от магистральных путей арт-рынка, и их произведения нашли свою публику, когда авторы уже были людьми пожилыми. Яркость красок, которыми мастера покрывают резьбу, напоминает лубочную раскраску.
Однако если в случае с лубком мы имеем дело с тиражной графикой, где сложились свои правила, приёмы и образцы, то современные наивные художники разрабатывают свои творческие подходы самостоятельно, практически с нуля. Они наблюдают и интерпретируют окружающую их природу, мир советской и постсоветской деревни или городка и его жителей, а также сохранившиеся до сегодняшнего дня элементы и практики русского фольклора. Так народные традиции трансформируются с ходом времени и всё ещё привлекают как мастеров, так зрителей.
Информация (на 05.08.2019):
Выставочный зал «Народные картины» — Музей русского лубка и наивного искусства (бывший «Арт-Измайлово»).
Адрес: Измайловский бульвар, дом 30.
Проезд до станции метро «Первомайская».
Время работы: среда, пятница с 12:00 до 19:00, в четверг с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 12:00 до 18:00, понедельник и вторник – выходные дни.
Стоимость билетов:
Основная экспозиция: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Временные выставки: взрослые – 50 рублей, льготные категории – вход свободный.
Фотосъемка — 100 рублей.