С 16.01 до 10.04.2018 в Доме Брюсова – Музее Серебряного века.
Трудно представить вместе более разных писателей, чем Горький и Брюсов. В обширных фондах ГЛМ, хранящих наследие Горького и Брюсова, нет ни одной совместной фотографии или снимка в группе.
Единственный артефакт, где объединены реалист и модернист, – программа чествования Брюсова по случаю 50-летия в Большом театре в 1923 г. (Программа хранится в кабинете Брюсова). Правда, Горький в это время был в Германии и выступить с речью не мог, в печати осталась только заявленное выступление.
Знакомство невероятно популярного в то время Горького и начинавшего приобретать известность Брюсова состоялось в сентябре 1900 года.
Горький написал рецензию на книгу Брюсова «Tertia vigilia» в «Нижегородском листке». Поэт отметил в «Автобиографии»: «С «Tertia vigilia» началось моё «признание» как поэта. Впервые <…> в печати я прочел о себе похвалы М. Горького, с которым мне приходилось встречаться лично».
Несмотря на редкие встречи, оба внимательно относились к деятельности друг друга. В альманахах «Северные цветы», выпускаемых модернистским издательством «Скорпион», Горький не публиковался, но написал Брюсову в 1901 г.:
«Ваш первый альманах выйдет без меня. <…> Мне это обидно. Почему? А – извините за откровенность – потому, что вы в литературе – отверженные и выходить с вами мне приличествует. Да и публику это разозлило бы. А хорошо злить публику». Публику они оба умели злить с большим успехом.
В предреволюционные годы писатель привлёк Брюсова к сотрудничеству в издательстве «Парус» и в журнале «Летопись». Работа над так называемыми «инородческими» антологиями, задуманными Горьким, также была успешной.
По совету Горького представители армянской интеллигенции обратились к Брюсову с просьбой стать редактором сборника армянской поэзии в переводах на русский язык. «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней» (1916) по сей день остаётся непревзойдённым образцом переводной антологии. В октябре 1917 г. в свет вышли сборники латышской и финской литературы.
Горький дорожил сотрудничеством с Брюсовым, называл его «превосходным работником» и «поэтом Божией милостью», когда после публикации продолжения «Египетских ночей» Пушкина многие критиковали Брюсова.
В 1917 г. Брюсов поддержал Горького в сонете «Максиму Горькому в июне 1917 года»: «… И тот же шум вокруг твоих созданий / В толпе, забывшей гром рукоплесканий, / С каким она лелеяла «На дне» …».
Последняя совместная деятельность писателей – в руководимом Луначарским Лито в Наркомпросе. Затем Горький уехал за границу, где пробыл до 1932 г., не увидев больше Брюсова, ушедшего из жизни в 1924-м.
На выставке представлен ряд фотографий Горького при жизни Брюсова, без более позднего официозного глянца советского времени.
Куратор выставки: Моника Орлова (при участии Василия Высоколова и Людмилы Хлюстовой)
Художники-оформители: Александр Барбашов, Евгения Ионова, Алексей Мозговой, Алексей Романов, Наталья Романова
Открытие выставки: 16 января 17:00. Вход на вернисаж свободный.
Информация (на 14.01.2018):
Дом Брюсова – Музей Серебряного века.
Адрес: Проспект Мира, дом 20.
Ближайшая станция метро «Проспект Мира» — Кольцевая линия.
Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 18:00, в четверг и пятницу – с 14:00 до 21:00. Понедельник – выходной день. Последний день месяца — санитарный день.
Стоимость билетов на выставку: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.