До 29.09.2017 в ВЗ журнала «Наше Наследие».
В выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» представлен авторский проект известного московского коллекционера Юрия Петухова, посвященный 90-летию художника Алексея Васильевича Каменского (1927–2014).
А.В. Каменский был частым гостем «Нашего наследия». Но не только соседство (он жил совсем рядом, на Плющихе) влекло его в редакцию журнала. Многие из выставлявшихся здесь художников были его друзьями либо хорошими знакомыми или интересовали его профессионально.
Творчество самого А.В. Каменского было представлено в «Нашем наследии» как выставкой, так и развернутой публикацией на страницах журнала. Значимость личности художника известна знатокам и ценителям искусства.
Сообразно духу творчества мастера проект «Чаепитие у Каменского» задуман как камерная выставка-встреча с его произведениями, а вернисаж стал вечером воспоминаний близких друзей, сотоварищей по цеху, его учеников и почитателей.
«С самого начала, избрав путь искреннего и проникновенного общения с холстом и со зрителем, Каменский не разменивался на востребованные временем мотивы и сюжеты, не стремился совпасть, влиться в ряды или сделать что‑то еще «нужное, полезное и правильное».
Темы его произведений абсолютно бесхитростны — портреты близких и знакомых людей, самые простые, незамысловатые натюрморты и пейзажи.
Кроме того, искусство Каменского стилистически было мало интересно чиновникам и функционерам от искусства, скорее наоборот — раздражало их. По этой причине — ни персональных выставок, ни каталогов, ни госзаказов, ни чинов, ни званий.
Даже коллеги художника до поры — до времени относились с некоторой снисходительностью к работам А.В. Каменского, не до конца понимая, что же им движет и к чему он стремится.
Он же, не геройствуя, на протяжении всей своей долгой жизни, изо дня в день, вел доверительный, профессиональный разговор с искусством, не самоутверждаясь в нем, а пытаясь найти внутреннюю гармонию с самим собой.
Живописная система Алексея Каменского сложилась в 1960‑е — в начале 1970‑х годов. Первый импульс исходил всегда от натуры и мог возникнуть где угодно, — им могли стать и фигура на мосту, и нарядная публика в театре, и лающая собака.
После возникновения импульса происходило исследование‑поиск — иногда это целые серии натурных набросков, рисунков и эскизов, способствующих не только кристаллизации идеи будущей картины, но и анализу самого себя, своих впечатлений и эмоций.
Часто в результате этого исследования в работе оставались одни абстрактные линии и углы — изображение трансформировалось до тех пор, пока не рождался некий визуальный знак, сплав природного мотива и зрительного образа эмоционального состояния художника.
А.В. Каменский сам себя называл импрессионистом, имея в виду, что работы — результат его впечатлений от мотива, сюжета или конкретного образа.
Алексей Васильевич любил мысль французского художника Жоржа Брака: «Картина кончается тогда, когда она стерла свою идею».
Парадоксальность высказывания нуждается в расшифровке: то, что исходит от замысла, от ума, от рационального намерения художника, должно раствориться в красочном слое, в ритмах и пятнах, уступив место логике существования самой красочной субстанции.
Это «стирание идеи» и является существом живописного действа, которое, по мнению А.В. Каменского, в случае удачи заканчивается полной капитуляцией художника: «Процесс живописи — это борьба между художником и картиной. На каком‑то этапе художник сдается —делает то, что ему велит картина».
Юрий Петухов
Информация (на 14.09.2017):
Выставочный зал журнала «Наше наследие».
Адрес: 1-й Неопалимовский переулок, дом 4.
Ближайшие станции метро «Смоленская» и «Парк Культуры».
Время работы: понедельник – пятница с 11:00 до 17:00, суббота и воскресенье – выходные дни
Посещение выставки бесплатно.