Пятница , 26 апреля 2024

Владимир Сальников. Гений я сам.

01.09.2015 в Государственном Центре Современного Искусства — ГЦСИ.

Вечер в ГЦСИ был посвящен памяти Владимира Сальникова – художника, человека, критика, знатока не только современного искусства, который всегда шел наперекор основному течению, оставаясь свободным от правил, заражающих большую часть художественного мира.

Он легко и уверенно следовал однажды принятой установке: «не быть и не стать абстрактным, просто калькулируемым, учтенным, сподручным, легко кодируемым».

В 1970-1980-е – в годы преподавания в Полиграфическом институте – «насаждал» модернизм в сугубо академической среде, слыл бунтарем и поэтом-сюрреалистом, экспериментировал с тиражными графическими техниками.

Параллельно занимался книжной иллюстрацией, не только потому, что это был самый верный способ работать, «не служа», но прежде всего потому, что книги позволяли ему вступать в диалог с авторами, пробовать различные манеры, стили, техники, сюжеты.

В 1990-е увлекся возможностями видео, создал ряд неординарных проектов, самым известным из них стало «Спасение пространств».

Это была одна из первых интерактивных работ в России: художник выступал в характерном для него амплуа – гуру, учителя жизни, отвечающего на вопросы зрителя в режиме реального времени, но с экрана телевизора.

Тогда же Виктор Мизиано пригласил Владимира Сальникова участвовать в работе «Мастерской визуальной антропологии», в процессе которой художники в диалоге с философом Валерием Подорогой предлагали свои интерпретации важнейших тем, актуальных не только в период «кризиса репрезентации», но, как показала дальнейшая жизнь искусства, и сегодня.

На фоне всех этих технологических и интеллектуальных экспериментов Сальников никогда не оставлял живописи, которая была его настоящей любовью, не случайно одна из опубликованных им в «Художественном журнале» статей называлась «Наслаждение живописью».

В многочисленных написанных на бумаге и холстах сериях картин проявлялся интерес художника к «устройству» организма – мира, человека, тела, самой живописи. В 1980–1990-е раскладываемое на части женское тело было главным героем его портретов-ландшафтов. В 2000-е человек стал частью «пейзажей» – как натурных, так и «жанровых», аллегорических или утопических.

Еще в юности провозгласивший себя «гением», Владимир Сальников реализовал свое желание «остаться инфантильным, капризным, волюнтаристичным и шизоидным, вести себя, как примадонна, т.е. иметь право быть регрессивным», утверждая, как могли бы сказать многие настоящие художники, независимо от времени их пребывания на Земле: «Это и есть для меня искусство».

И притом быть открытым и восприимчивым ко всему, что дарило ему каждое мгновение жизни. В этом мире его часто вдохновляли невероятные, парадоксальные вещи, которые становились материалом для создания нового проекта или аналитической статьи.

Произведения Сальникова рождались в диалоге – с моделями и критиками, учителями и учениками, кураторами и художниками, многие из которых становились его друзьями на долгие годы, с оппонентами и великими предшественниками, и, конечно, с главным человеком и художником в его жизни – Ниной Котел.

В рамках вечера состоялась презентация работ Владимира Сальникова.

 

 

Смотреть еще

Государственный центр современного искусства – ГЦСИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *