С 12.12.2023 до 17.03.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.
Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге представляет выставку произведений Виктора Михайловича Васнецова – одного из самых известных русских художников конца XIX – начала XX веков – и его последователей.
«Революционер» в создании нового стиля русской религиозной живописи: так бы я описала тот огромный шаг, который в лице Васнецова проделало русское монументальное искусство» – рассказывает автор выставки, хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Александровна Коробко.
«Васнецов порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль церковных росписей, а его историческая живопись, исполненная эпической мощи, ушла от бытового историзма русских мастеров второй половины XIX в. Васнецов основательно и глубоко вел поиски национально-исторической самобытности в искусстве и архитектуре», – продолжает искусствовед.
Выставка призвана представить современному зрителю уникальность и масштаб творчества Виктора Васнецова, показать его влияние на русскую культуру на примере произведений художника, хранящихся в Музее истории религии. Таковых немногим более десяти. Основу выставки составляют четыре грандиозных произведения Васнецова, созданные им для церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский Владимирской губернии (с 1926 г. – город Гусь Хрустальный). Это картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется».
Творчество Васнецова в области церковной живописи вызвало появление целой плеяды последователей.
Работам крупнейших из них – Михаила Васильевича Нестерова и Ивана Сидоровича Ижакевича – посвящен второй раздел выставки. Посетители увидят два оригинала для мозаик северного киота храма Воскресения Христова (Спаса на крови) работы Михаила Нестерова: св. Александр Невский и Воскресение Христа, а также последнюю известную церковную работу Нестерова, написанный на иконной доске еще один вариант сюжета «Воскресение Христа». Почти десять хромолитографических работ Ивана Ижакевича с образами св. Параскевы Пятницы, св. Варвары, Богоматери и младенца, Христа Вседержителя и др. будут экспонироваться впервые.
Произведения Виктора Васнецова пользовались огромной популярностью и многократно воспроизводились, чему способствовало развитие способов фотомеханического репродуцирования. Репродукции становились образцами для написания икон, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев и художников. Этой теме посвящен третий раздел выставки, где работы известных столичных мастеров В. Гурьянова, А. Вашурова, Н. Емельянова и учеников иконописных школ показывают многообразие влияния творчества Васнецова на русскую иконопись начала ХХ в.
Имя Виктора Михайловича Васнецова у широкого зрителя сегодня ассоциируется главным образом с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Однако до революции не менее известны были его работы в области религиозной живописи.
Виктор Васнецов принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1896), выполнил эскизы мозаик для церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1897-1903) и храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1893-1907), создал росписи и эскизы мозаик Александро-Невского собора в Варшаве (1894-1912), иконы в иконостас собора св. Александра Невского в Софии (заложен в 1882; освящен в 1924), участвовал в художественном оформлении церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Владимирской губернии и др.
На выставке будут представлены: эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа «Всадники Апокалипсиса», выполненный для Владимирского собора, живописный образ святителя Алексия, митрополита Московского.
Одним из центральных экспонатов станет деревянный Крест-распятие – последняя работа живописца, законченная им за несколько дней до смерти. Дополнят выставку неожиданные и редко тиражируемые работы художника – меню императорских обедов и ужинов, выполненные по его рисункам, а также ряд графических работ.
Информация (на 06.12.2023):
Государственный музей истории религии.
Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Время работы:
Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.
Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.
Среда – выходной день.
Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов: