Жилище будущего. Арт-группа ГрОМ.

С 20.10.2023 до 08.01.2024 в Государственном Русском музее – Мраморный дворец.

В Мраморном дворце Государственного Русского музея в Петербурге открывается выставка арт-группы ГрОМ «Жилище будущего».

В экспозиции будет представлено 24 произведения – цифровые крупномасштабные (шириной до 4,5 метров) картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта. Проект поднимает вопросы будущего среды обитания и одновременно – будущего искусства фотографии как медиума.

Арт-группа ГрОМ – это объединение фотохудожника Ольги Мичи, историка фотографии Алексея Логинова и искусствоведа Артема Логинова.

Творческое становление Ольги Мичи оказалось удивительно насыщенным. За десять лет она успела поработать фотокорреспондентом ТАСС, в качестве телеведущей реализовать авторский проект «Экстремальный фотограф», став заметным профильным блогером, проявить себя в travel-фотографии, подготовив несколько масштабных выставок, снять ряд документальных фильмов, создать Центр визуальной культуры «Béton» и провести в нем несколько кураторских проектов.

Выставка «Жилище будущего» в Русском музее посвящена архитектурно-футуристической теме – одной из самых излюбленных в русском искусстве. Она – со времен архитектурно-социальных утопий Н. Чернышевского – вбирала в себя идеи позитивного, гармоничного жизнестроительства.

Почти в каждом поколении в представления о жилище будущего вводятся новые параметры, меняются и хронологические рамки самого будущего. Однако настоящий проект – не про архитектуру, он не стремится соперничать с постоянно прибывающими в коллективную копилку архитектурной футурологии концептами. Он посвящен эволюции и перспективам восприятия окружающего мира.

Работы напечатаны на фотобумаге и накатаны на крупноформатные прямоугольные алюминиевые панели. В этом считывается отсылка к станковости классического толка, к картинности с намеком на перспективу (отходы от нее и разного рода сбои сразу же считываются и имеют содержательный характер). Зрителю предлагаются образы жилища будущего. Они типологичны.  Это библиотека, оранжерея, спортзал, офис, какой-то машинный зал, даже технологический подвал и т.п.

При всех научно-фантастических придумках, они ненамного отличаются от традиционных: функции человеческого жилья меняются не так стремительно, как технологии. Есть, конечно, и примеры, где авторы в большей степени дают волю воображению: например, хорошо придуманный зоопарк или техноверсия босховских фантасмагорий, разыгранная с помощью робототехники.

Авторы намеренно избегают отвлекать внимание зрителя экстравагантными решениями. В качестве художественного языка они избирают тот подход в современной фотографии, который принято обозначать как deadpan photography («бесстрастная», «внеэмоциональная», точная фотография). Эта поэтика объективности в контексте футурологической темы выставки имеет особое значение: инореальность в какой-то мере даже реалистична. Она убедительна, независима от настроений и ожиданий зрителя и художника.

У Осипа Мандельштама есть образ – «вооруженный зрением». Одна из целей выставки «Жилище будущего» – вооружить зрение аудитории современного искусства, в особенности – молодежной, новым опытом видения и визуализации.

Несмотря на разницу функций, культурной и стилевой принадлежности интерьеров, в каждом из них присутствует объект, напоминающий башню Татлина со сферой Земли над ней. В начале ХХ столетия башня задумывалась художником-авангардистом Владимиром Татлиным как памятник Третьему Интернационалу, как символ объединения трудящихся. В начале XXI века художники в своих работах превращают грандиозный проект Татлина в символ единения человечества перед лицом покорения новых миров.

Картины знакомят посетителей с авторскими взглядами и проблемами, которые, возможно, ждут человечество в будущем. Конструируя свою утопию, помимо башни Татлина, авторы проекта вдохновлялись культовыми фантастическими фильмами, традициями знаменитой дюссельдорфской школы фотографии, сочетали реальные объекты с фантастическими элементами.

Некоторые работы созданы при помощи искусственного интеллекта. Тем самым авторы включаются в дискуссию о том, как нейросети меняют мир искусства, какой вызов художникам бросают современные информационные технологии и помогут ли нейропомощники переосмыслить искусство фотографии.

 

 

Информация (на 13.10.2023):

Государственный Русский музей – Мраморный дворец.

Адрес: город Санкт-Петербург, Миллионная улица, дом 5/1.

Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Время работы экспозиций Мраморного дворца: понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг – с 13:00 до 21:00. Вторник – выходной день.

Информация о билетах и порядке посещения — https://www.rusmuseum.ru/about/tickets/

 

Смотреть еще

Волгоград Зинаида Серебрякова Из собрания Государственного Русского музея Музей имени Машкова

Зинаида Серебрякова. Из собрания Государственного Русского музея.

С 16.11.2023 до 11.02.2024 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *