С 28.10 до 07.12.2023 в MYTH Gallery, Санкт-Петербург.
В MYTH Gallery в Санкт-Петербурге открывается персональная выставка Петра Кирюши «Запутаться в бархатном занавесе».
Петр Кирюша – художник, чье имя впервые громко прозвучало в 2008 году в рамках Молодежной биеннале современного искусства. Его артистичная и свободная от какого-то влияния живопись была удивительна даже для самой искушенной столичной публики: Петр был одним из первых, кто писал в расслабленной полуабстрактной манере, не отягощенной жесткой привязкой к социо-политическим реалиям, что было ново и неожиданно на тогдашней российской художественной сцене.
Расцвет крупноформатной живописи наступит уже в следующем десятилетии, и можно сказать, что сегодня целая плеяда молодых отечественных художников- экспрессионистов двигается в фарватере творчества Петра Кирюши.
Тогда он работал преимущественно на бумаге, со сложной технологией уплотнения гуаши за счет введения в краску клейстера, благодаря чему достигал необычайно интенсивной телесности, можно сказать, осязательности своих почти абстрактных сюжетов.
Однако со временем, благодаря неустанным экспериментам с форматами, материалами и сюжетами Петр Кирюша вышел на новое понимание формы и цвета, связав их с цифровой оптикой. Большую роль на этом пути сыграла пандемия: художник рассказывает, что социальные сети стали своего рода пленэром, и он каждый день рисовал виды с монитора – сначала первые попавшиеся сюжеты, потом стал подходить более избирательно.
Так или иначе, но фигуративный характер работ стал более явным, и изменился характер мазка: подвижный и пластичный ранее, теперь от стал более аморфным, намеренно слабым – так, что в рисунке силуэтов предметов и фигур остаются незакрашенные щели, полоски белой бумаги или загрунтованного холста.
Пересказывая – вернее, пере-показывая цифровое изображение, автор подчеркивает его плёночный, неполнотелый характер, зыбкость и бестелесность. Социальные сети предстают как мир желаний, причуд и миражей, условность которого и дала название выставки.
Экспозиция разделена по условным темам, которые распределены по залам: Грибы – неведомая телесность, Город и общественное пространства и Космос или по ту сторону занавеса.
Темы эти, конечно, достаточно условны, а названия ещё более приблизительны. И все же можно заметить, что темы имеют свойство увеличиваться в масштабах – от близкого к далекому. Пространство, таким образом, разделяется согласно классицистической пейзажной трехцветке, в которой ближайший план представал коричневым, средний – зеленым, а дальний – голубым. Автор нам показывает, как нынешние цивилизационные перверсии рушат не только эту цветовую идиллию, но и очередность тем.
Ближайшее – телесное и осязаемое – предстает здесь незнакомым призрачным разрастанием, безумной грибницей, отдельными отпочкованиями которой являются как собственно грибы (в тондо), так и странные персонажи типа банана на ножках и унитазного монстра.
Второй план классического пейзажа – зеленый (биосфера) – представлена во втором зале в теме города и его обитателей. Очевидно, что эта среда сегодня на деле предстает самой близкой и знакомой – социальные связи для наших современников ближе и понятней природы и тела. Город Кирюши напоминает закрытое пространство, типа огромного ангара торгового центра, всегда ярко освещенного, внутри которого ездят троллейбусы. И при всей экспрессивности и экзотичности, персонажи здесь самые узнаваемые.
Наконец, цветовая инверсия происходит и в самом пространственно далеком сюжете третьего зала – космоса или того, что находится по ту сторону занавеса (по аналогии со знаменитым мультсериалом). Кажется, воздушного покрывала у нашего мира больше нет, и солнечные лучи превращаются в золотые призмы, летящие, чтобы ударить или сжечь стоящих внизу.
Последний зал заполнен военными портретами, тоже из сетевых фотографий. В образах классического пейзажа часто встречались пастухи с козами, всадники или крестьянки с вязанкой дров – стаффаж, второстепенные элементы композиции, создающие окружение, среду для основных фигур. Кажется, автор решил дать их всех вместе, скопом – как своего рода постскриптум. В конце концов, зрители у нас обладают богатой фантазией и опытом, и смогут сами в своем воображении расставить портреты по залам.
Куратор: Евгения Кикодзе.
********************************
Информация (на 28.10.2023):
MYTH Gallery.
Адрес: город Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 61.
Ближайшая станция метро «Чернышевская».
Время работы: вторник – суббота с 11:00 до 19:00. Понедельник и воскресенье – выходные дни.
Стоимость билетов – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Телефон: +7 (812) 309 35 99
Подробнее о порядке посещения галереи —