Среда , 4 декабря 2024

Учитель — ученик: Илья Репин и Исаак Бродский.

С 27.04 до 25.06.2023 в Музее-квартире Исаака Бродского, Санкт-Петербург.

В Музее-квартире Исаака Бродского в Санкт-Петербурге открывается выставка «Учитель — ученик: Илья Репин и Исаак Бродский».

В 1894 году Илья Репин стал профессором Петербургской Академии художеств и возглавил одну из живописных мастерских, где преподавал до 1907 года. Существовало мнение, что Репин не был достаточно скрупулезным преподавателем и не имел особой системы или метода преподавания, тем не менее, как писал И. Э. Грабарь: «Великим учителем он все же был. Для воспитанников Репин являлся непревзойденным авторитетом. Они уважали его не только как большого мастера, но и как человека. Прежде всего ценили его любовь к молодежи и бережное отношение к проявлениям таланта».

Илья Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка.

Обращаясь к студентам, Репин говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».

Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Ф. А Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Н. И. Фешин и другие.

Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина.

Впоследствии многих поражало, что Исаак Бродский был совершенно непохож на своего учителя и ничего не унаследовал от него в технике письма и композиционных решениях. «Он вовсе не ученик Репина, как он об этом говорит. Он прежде всего был пейзажист и как таковой сумел очень своеобразно определиться задолго до революции», — писал П. Н. Филонов.

Однако можно с уверенностью сказать, что взгляды учителя на искусство всецело были восприняты Бродским и заложили прочный фундамент для формирования его творческого мировоззрения. Влияние Репина сказалось в стремлении к простоте, к достижению правдивости, точности и строгости в передаче натуры, в презрении ко всякой приблизительности, случайности приема, к формальным ухищрениям.

Исаак Бродский вспоминал о Репине: «Достоинства Репина как педагога заключались в том, что он на деле показывал, как нужно работать. Он… брал кисть и палитру и на уроке показывал ученикам, как нужно писать. Эти минуты, когда Репин брал кисть, были особенно значительными; все бросали работу и смотрели, что делает Репин. Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора-два. Таким образом, каждому из нас он уделял не более пяти–десяти минут… Репинское обаяние, сознание того, что придет гениальный художник, поднимали нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку…».

Впоследствии именно Бродскому, унаследовавшему педагогические традиции Репина, суждено было возродить Академию, которую он возглавил в 1932 году, как школу высокого реалистического искусства. Так же, как и его учитель, Бродский придавал большое значение развитию индивидуальных способностей каждого из учеников и решительно возражал, если кто-нибудь из них начинал подражать его творческой манере.

«Я никогда не стремился подражать своему учителю и никогда от вас этого требовать не буду. Подражать учителю — это художественный подхалимаж», — говорил Исаак Бродский. Как вспоминает один из его учеников, известный впоследствии советский художник Александр Лактионов: «Исаак Израилевич не любил громких фраз и туманных теоретических разговоров, которыми подчас грешили наша академическая профессура. Все, что он говорил, было просто, наглядно и убедительно».

Сегодняшняя Академия художеств многим обязана Бродскому — своему директору, который проявил себя как принципиальный, настойчивый и последовательный руководитель. Он возродил к новой жизни, уже в совершенно иных исторических условиях академическое образование, благодаря чему образовалась неразрывная связь между русским искусством конца XIX — начала XX века и поколениями ленинградских художников середины и второй половины XX века.

В этом состоит едва ли не главный признак, отличающий немногие выдающиеся художественные школы, — передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений.

 

 

Информация (на 27.04.2023):

Музей-квартира И. И. Бродского.

Адрес: город Санкт-Петербург, площадь Искусств, дом 3.

Ближайшие станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы: среда, пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 19:00, в четверг с 13:00 до 21:00. Понедельник и вторник – выходные дни.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

https://artsacademymuseum.org/branches/muzei-kvartira-i-i-brodskogo/

Телефон: +7 (999) 024-25-90.

 

Смотреть еще

Офорты Ильи Репина. Смоленская художественная галерея.

Офорты Ильи Репина.

С 09.07 до 29.09.2024 в Смоленской художественной галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *