Предметы сервизов Российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова.

С 14.01 до 13.04.2023 в Государственном Эрмитаже.

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открывается выставка «Предметы сервизов Российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова».

«Этот замечательный дар ‒ еще и знак внимания к научным задачам Эрмитажа. Прекрасное пополнение получают не только экспозиции, но и вся коллекция, где каждый экземпляр имеет свой особый смысл как носитель уникальной информации, понятной исследователям. Приятно, когда меценат «одержим» не только страстью к собиранию, но и вкусом к изучению», ‒ отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Сто тридцать шесть предметов из сервизов Российских императоров XVIII – начала XX века, представленные на выставке, ‒ уникальные произведения прикладного искусства, являются даром Государственному Эрмитажу от Михаила Юрьевича Карисалова.

Показательно, что коллекция фарфоровых шедевров Эрмитажа одновременно пополнилась изделиями из 12 императорских сервизов, созданных в периоды правлений от Елизаветы Петровны до Николая II на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, на Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах. Экспозиция подчеркивает значение и историческую ценность каждого представленного изделия для собрания музея и, вместе с тем, рассказывает об истории и культуре России.

Самым ранним из показанных экспонатов является тарелка из мейсенского Андреевского сервиза (1744–1745), поднесенного Елизавете Петровне саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II (он же король польский Август III) по случаю бракосочетания будущих императора Петра III и императрицы Екатерины II. Виртуозно исполненные в художественном и техническом смыслах предметы этого ансамбля особенно важны для Зимнего дворца. Андреевский сервиз был одним из первых посудных комплексов из фарфора, пополнивший Сервизные кладовые официальной царской резиденции и украшавший Высочайшие столы во время парадных банкетов.

С мейсенским Охотничьим сервизом, заказанным Екатериной II для ее фаворита графа Г. Г. Орлова, соотносятся представленные русские дополнения к нему, созданные при императоре Александре II на Императорском фарфоровом заводе. Такие исторические вещи, поступая в фондовую коллекцию, постоянно востребованы для демонстраций на тематических выставках, посвященных европейской и русской истории.

Благодаря дару коллекционера, Эрмитаж возвращает в свою коллекцию уникальное фарфоровое произведение екатерининского времени ‒это тарелка из Яхтинского сервиза (1785–1787), по легенде, изготовленного к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Предметы этого фарфорового комплекса демонстрируют способность мастеров русского императорского производства великолепно воплощать в фарфоре сложные творческие проекты.

В тоже самое время это первый среди сервизов из русского фарфора, положивший начало посудным ансамблям для столового убранства императорских яхт уже в XIX веке. К подобным фарфоровым комплексам относится парадный Сервиз императорской яхты «Держава» (1871–1878), созданный по проекту придворного архитектора, профессора Императорской академии художеств И. А. Монигетти. Орнаментальный декор предметов этого сервиза в «русском» стиле включает государственную и морскую символику: вензель императора Александра II, императорскую державу, изображение российского двуглавого орла, морские канаты, цепи и якоря.

Большой комплекс составляют фарфоровые изделия из Вседневного сервиза (1780-е – 1830-е), блестяще исполненные на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Этот набор, так называемой, ординарной посуды предназначался главным образом для сервировки повседневного императорского стола, в том числе и больших застолий, сервиз находился в обиходе Зимнего дворца вплоть до правления Николая I. Пополняющие эрмитажное собрание изделия николаевского периода обогащают исторические знания экспертов о бытовании известного русского Вседневного сервиза при императорском дворе.

Эффектно представлен русский фарфор эпохи разностильного историзма. Антикизированное направление XIX века отражают предметы в «этрусском стиле» (1840-е), художественное оформление которых согласуется с декором Этрусского сервиза (1844), предназначенного для Царицына павильона в Петергофе.

«Русский стиль» был важным направлением художественной деятельности петербургского производства фарфора. Обращают на себя внимания предметы Константиновского сервиза (1848) в «русско-византийском» стиле, изготовленные по проекту художника и археолога Ф. Г. Солнцева. Сервиз был создан к бракосочетанию великого князя Константина Николаевича с принцессой Елизаветой Паулиной Александриной Саксен-Альтенбургской, в православии Александрой Иосифовной.

Предметы русского Кобальтового сервиза XIX – начала XX века являются художественной репликой сервиза Венской фарфоровой мануфактуры (1785–1786) из Гатчинского дворца, а банкетный сервиз «Листья капусты» (1847–1853) для Большого Петергофского дворца отражает заимствования европейского декора XVIII века и одновременно показывает новый подход в разработке форм для дворцовых сервировок XIX столетия.

Банкетный «голубой с золочеными рокайлями» сервиз великого князя Александра Николаевича (1841) был приурочен к бракосочетанию будущего императора Александра II и принцессы Максимилианы Августы Софии, в православии Марии Александровны. Cтильные сервизы, ориентированные на европейские образцы, обрели совершенно новое звучание в интерпретации мастеров Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Завершают экспозицию предметы из Пурпурового сервиза (1905), украшенные монохромными пейзажами в пурпурных тонах (отсюда происходит и название сервиза).

Дар М. Ю. Карисалова пополнил основное собрание императорского фарфора Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Новый предметный материал дополняет основные сведения о составах сервизов и дополнениях к ним, позволяет уточнить практику маркировок исторического фарфора, выявить нюансы художественного декора разных эпох и предназначения посудных форм для парадных и повседневных трапез в императорской России.

Выставка подготовлена Отделом Истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) и Сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа (Заведующая Марина Алексеевна Блюмин).

Куратор выставки: Ирина Радиковна Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель императорского фарфора Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

 

 

Информация (на 11.01.2023):

Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Гербовый зал Зимнего дворца (Зал № 195).

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

 

Смотреть еще

Выставка Гжель Школа творчества Татьяна Федоровская и ученики Музей декоративного искусства

Гжель. Школа творчества. Татьяна Федоровская и ученики.

С 15.12.2023 до 28.01.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *