На столе «Кураторской кухни» сегодня критический обзор открывшейся, но внезапно сразу закрывшейся выставки «Тонкие граждане» в Московском музее современного искусства от Анастасии Секунды — культуролога, арт-дилера, организатора мероприятий в сфере культуры.
Выставка: «Тонкие граждане». Московский музей современного искусства. Гоголевский бульвар, 10/2
Открытие состоялось 12 июля 2022 года, закрытие 13 июля 2022.
Участники выставки: Лиза Бобкова, Евгений Дедов, Карина Садреева-Нуриева, Игорь Самолет
Выставочная команда: Эльмира Минкина, Ксения Коростелева, Мона Аль-Асаад, Ольга Плиева.
Анонс на сайте – http://cultobzor.ru/2022/06/tonkie-grazhdane/
«Московский музей современного искусства представляет выставку «Тонкие граждане», подготовленную студентами магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и Высшей школы экономики» – как хорошо все начиналось!
На веселом вернисаже погода стояла хорошая, вино лилось рекой, работ было немного, поэтому все тусили во дворе и на вопрос «ну как тебе выставка?» пожимали плечами и говорили, что наверху вроде есть, что посмотреть.
Возможно, это была бы совсем не примечательная экспозиция, случись она в другое время и не случись ее экстренное закрытие. Никто бы и знать не знал. Но нет, кто-то оскорбился, кто-то раздул это в телеграмм-каналах, кто-то якобы позвонил из Департамента культуры, и выставку закрыли по совместному решению организаторов и участников. И теперь о ней говорят все. Такой вот нынче успех.
Про что была выставка? Кураторский текст наполняют вполне понятные и нужные слова: страх, отчуждение, беспомощность, неравнодушие, объединение, осознанное соприсутствие, чуткое проживание человеческой уязвимости. Отличные темы! Да, все эти вещи приобрели в последнее время особый смысл, но ведь они вполне общечеловеческие и вроде в них нет ничего крамольного.
Темы уязвимости и беспомощности вполне ясны и в самих работах. Мы оказываемся в комнате со знакомыми с детства шалашиками (Карина Садреева-Нуриева) [фото 1], погружаемся в оттенки псевдо-успокаивающего постельного белья (Евгений Дедов), слушаем тревожные и лиричные письма (Лиза Бобкова) [фото 2].
Больше всего ажиотажа вызвала работа Игоря Самолета [фото 3, 4]. Напечатанные на пенопласте скриншоты разложены на полу на манер московской дырявой плитки или античных руин. На скриншотах – фиксация знакомых многим волнений и тревог последних месяцев (да и по жизни): как нести любовь, как жить свою маленькую жизнь, как обсуждать новости с родителями, как строить планы на будущее. Звук метронома, шуршание пенопласта. Конечно, понятно, чем вызваны все эти тревоги, но никакой прямой критики, никакого радикализма и ВЫСКАЗЫВАНИЯ, которого все так хотят и боятся.
За высказывания на выставке отвечала пустота. Некоторые приглашенные художники отказались участвовать – «они не смогли» написано в кураторском тексте. Часть выставочного пространства осталась пустой, но это не бросалось в глаза, и без текста было совсем не очевидно, что тут заложено концептуальное пространство для альтернативного мнения. Такой вот «the artist is not present».
Часть работ были подписаны из разряда «Неизвестный художник. Неизвестная работа». Но и объекты «отказников» тоже были. Встречала посетителей вешалка с фразой «Здесь была работа о сложной истории алфавита родного языка», за ней следовали слова «Здесь могли быть представлены две видео-работы: первая – про исчезающие языки России, вторая – про слово «понаехали». (очень было бы интересно посмотреть) [фото 5].
Конечно же, главным инста-спотом стала не-работа Агиля Абдуллаева – зеркало с английской надписью «мне жаль, что моя работа не может быть представлена вам по причине, которую я даже не могу назвать» [фото 6].
В целом, с этими объектами-необъектами, участниками-неучастниками была немного путаница, но формат показался очень интересным и тонким. И видимо, этот отказ и его намеренная демонстрация больше всего возмутили ряд критиков.
В целом, выставка не произвела впечатление чего-то радикального (как в плане формы, так и в плане содержания). В ней было много тихой неуверенности, замешательства, страха заглядывать в будущее и еще больше потребности в объединении и человеческой теплоте единомышленников.
Так кто же эти «Тонкие граждане» – чуткие художники, которые рефлексируют на тему бессилия и невозможности творить, или же люди, которых возмущает любое критическое высказывание или даже намек на него? Или уже ни для граждан, ни для тонкости места не остается?
Анастасия Секунда, культуролог, арт-дилер, организатор мероприятий в сфере культуры.
https://www.facebook.com/anastasia.secunda
«Кураторская кухня» — это проект, инициированный куратором и арт-критиком Катей Финкельштейн в рамках деятельности независимой самоорганизованной кураторской группы Art Makes Sense: любой желающий может прислать свой лаконичный критический обзор посещенной им выставки, отметив моменты удачные и слабые на взгляд автора стороны проекта.
Каждый обзор проходит редакцию Art Makes Sense и после этого публикуется на портале партнера рубрики Cultobzor.ru и в одноименном телеграмм-канале проекта — https://t.me/curatorskaya. Свободный микрофон художественной критики «Кураторская кухня» возник как горизонтальная инициатива, поддерживающая обмен профессиональными критическими мнениями внутри арт-сообщества.