Тонкие граждане.

В Московском музее современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-2. ВЫСТАВКА БЫЛА ВЫНУЖДЕНА ПРЕКРАТИТЬ РАБОТУ В СВЯЗИ С ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

Анастасия Секунда о выставке «Тонкие граждане» в ММОМА.

На столе «Кураторской кухни» сегодня критический обзор открывшейся, но внезапно сразу закрывшейся выставки «Тонкие граждане» в Московском музее современного искусства от Анастасии Секунды — культуролога, арт-дилера, организатора мероприятий в сфере культуры.

http://cultobzor.ru/2022/07/anastasiya-sekunda-o-vystavke-tonkie-grazhdane-v-mmoma/ 

Московский музей современного искусства представляет выставку «Тонкие граждане», подготовленную студентами магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и Высшей школы экономики. Проект посвящён темам неравнодушия и объединения. Основу экспозиции формируют работы художников и художниц: Лизы Бобковой, Евгения Дедова, Карины Садреевой-Нуриевой, Игоря Самолета.

В представленных на выставке работах, художники опираются на личные истории и опыт. Они осмысляют такие чувства как страх, отчуждение и беспомощность через метафоры и символические образы. Их высказывания приглашают к осознанному соприсутствию и чуткому проживанию человеческой уязвимости. Эти художники – тонкие граждане – люди, которые высказываются и метафорично выражают свою позицию.

Художница Карина Садреева-Нуриева делает импровизированные убежища из пледов, стульев и книг, предлагая зрителям вернуться в прошлое, когда «шалаши», которые мы собирали дома, казались самым безопасным местом на свете.

Игорь Самолет в новой инсталляции помещает зрителя в ситуацию, когда нужно обрести дистанцию к событию, все еще находясь в нем. Для этого художник помещает нас в ландшафт «после», где факт не поддается реконструкции, но остается иллюзия этой возможности. Невозможность дешифровать «исходник» оставляет пространство для нового мифа, на руинах старого. Самолет направляет взгляд зрителя в пол, под ноги, не давая ему поднять голову.

Лиза Бобкова обращает внимание на то, как людям тяжело общаться так, чтобы донести мысли друг до друга. В личном аккаунте в соцсети художница предложила подписчикам получить от нее письмо с условием, что после получения, адресат прочитает текст на видео. В ответ пришло только 27 записей, из которых и состоит работа художницы.

Чувство немоты, отчуждение, одиночество и страх публичности — вот то, что преодолевает Лиза в своей работе. Она называет свою видеоработу «милым, тихим, скучным бунтом» против иерархии между художником и зрителем.

На выставке также представлена серия живописи Евгения Дедова «федотов»: минималистичные полотна бледно-голубых тонов. В работах художник использует фрагмент узора ткани постельного белья. Этот отрез он использовал как тряпку для кисточек. Это повседневная вещь, но за простыми узорами кроется фигура человека, зажатого внутри композиции холста.

По словам художника, он пострадал в результате жестокости и агрессии. Он скован внутри рамки из цепей, уплощен, сведен к знаку, символу. На первый взгляд, полотна носят успокаивающий характер, но это ощущение исчезает, как только мы узнаем о персонаже, заключенном в них.

Пустота на выставке также выступает одной из форм тонкого высказывания. Часть экспозиции намеренно оставлена незаполненной – эти залы отводились работам четырех художников, присутствие которых предполагалось, но они не смогли стать участниками выставки. Сумма присутствия и отсутствия формирует пространство для выражения мировоззрений и личных историй художников. В пустоте пространства нет опустошения, но есть место размышлению, фантазии и воображению зрителей.

С целью осмыслить это полупустое пространство как место для объединения людей и развития диалога, кураторы разработали обширную публичную программу, которая разделена на три тематических блока: «Истории», «Утопия» и «Позиция». В её рамках желающие могут посетить мастер- классы, танцевальную экскурсию, обед с художницей, различные лекции и дискуссии со спикерами из Музея ГУЛАГа, Музея современного искусства «Гараж», WLAG, УВКБ ООН, фонда «Здоровье и Жизнь».

Выставку также сопровождает инклюзивная программа, в ходе которой пройдут экскурсии для посетителей с особенностями развития и экскурсии на различных языках. Программа разработана совместно с Отделом инклюзивным программ ММОМА. Консультантами выступили Анна Гросицкая, Алина Жекамухова, Асель Рашидова, Марина Романова из Курса подготовки экскурсоводов с миграционным опытом музея «Гараж».

Выставка «Тонкие граждане» проходит в рамках программы поддержки молодого искусства, одного из приоритетных направлений деятельности институции. Данная программа помогает молодым художникам, кураторам и выпускникам профильных ВУЗов заявить о себе в художественном сообществе, развить их профессиональные навыки, а также привлечь молодежь к культурным процессам.

Данный проект был подготовлен студентами магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ. «Тонкие Граждане» — их дебютный проект, над которым они работали 2 года.

Куратор: Люся Янгирова.

Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова.

Участники выставки: Лиза Бобкова, Евгений Дедов, Карина Садреева-Нуриева, Игорь Самолет.

Выставочная команда: Эльмира Минкина, Ксения Коростелева, Мона аль-Асаад, Ольга Плиева.

 

 

Информация (на 28.06.2022):

Московский музей современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 21:00, выходной день — понедельник.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:

https://mmoma.ru

 

Смотреть еще

Выставка Ростислав Лебедев Жесткие склейки Московский музей современного искусства ММОМА

Ростислав Лебедев. Жесткие склейки.

С 09.11.2023 до 28.01.2024 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *