С 28.12.2021 до 13.03.2022 в Ярославском художественном музее.
В Ярославском художественном музее в Доме губернатора открылась выставка «Полюбите нас черненькими… Искусство силуэта».
Искусство силуэта является одним из приемов графических техник. Техник существует несколько: вырезывание ножницами из черной бумаги, рисование тушью, гравюра на дереве и линолеуме, усложненный вариант с добавлением рисования по силуэту и техника эгломизе. Все эти разновидности представлены на выставке произведениями ведущих мастеров жанра с конца XVIII до конца ХХ века.
Интерес к силуэту в искусстве возникал периодически, волнами, в соответствии с запросами общества. Истоки искусства силуэта восходят к глубокой древности. Он применялся в Древней Греции для вазовой росписи, большое распространение получил в Древнем Китае в виде искусного вырезывания из бумаги, через Азию попал в Европу. В европейской культуре временем расцвета силуэта стал XVIII век, когда «искусство теней» получило название по имени французского королевского контролера над финансами Этьена Силуэта (1709–1767).
В России силуэт появился в середине XVIII века. Признанным мастером силуэтных изображений считается Федор Петрович Толстой /1783–1873/, художник разнообразных творческих талантов. На выставке представлены две его работы из серии силуэтов, посвященных охоте, жизни селян и теме дороги.
С середины XIX века силуэт был забыт. О нем вспомнила художница Елизавета Бём (1843–1914). С 1875 года она стала делать литографированные иллюстрации к русской классике в технике силуэта, сама рисуя на камне. Тщательные, с тонкой проработкой деталей, изображения Е.М. Бем восхитили современников. И.Е. Репин, подарив художнице свою картину, оставил на обороте надпись: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».
Активный интерес к силуэту продолжался до конца 1920-х годов. Самой яркой фигурой этого периода стала Елизавета Кругликова (1865–1941). В ее творчестве силуэтная техника получила дальнейшее развитие: черные и белые плоскости в создании формы стали равноценными, что значительно обогащало произведение. Музей показывает восемь ее оригинальных работ, выполненных в технике аппликации. Среди них традиционные погрудные портреты художников П.И. Нерадовского, А.А. Арапова, а также интересные портреты в пространстве в рост, в том числе известный портрет З.Е. Серебряковой.
На выставке представлено шестьдесят произведений графики из собрания Ярославского художественного музея, а также из собраний С.В. Никонова и М.В. Осиповой, которым музей выражает искреннюю благодарность.
Информация (на 05.01.2022):
Ярославский художественный музей — Губернаторский дом.
Адрес: город Ярославль, Волжская набережная, дом 23.
Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, в предпраздничные дни музей закрывается на 1 час раньше. Понедельник и последний вторник месяца – выходные дни.
Стоимость билетов на эту выставку – 80 рублей, льготные категории – 60 рублей.
Подробнее о правилах посещения и стоимости билетов на сайте музея –