С 25.12.2020 до 23.02.2021 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.
Выставка «История быка: от Альтамиры до корриды» в Музее истории религии в Санкт-Петербурге посвящена символу нового 2021 года (по китайскому календарю) – быку.
На выставке экспонируются воспроизведения знаменитых наскальных изображений из пещер Альтамира (Испания), Нио (Франция), Ляско (Франция), Ла Мадлен (Франция), кавказские ритуальные и жертвенные сосуды из рога, античная бронза, литографии с изображением мифологических сцен, мелкая пластика, представляющая древнеегипетского священного быка Аписа и богиню неба Хатхор, шумеро-аккадского Шеду (быка с головой человека), индийские хромолитографии с изображением священной коровы Камадхену, а также китайские новогодние благопожелательные лубки (няньхуа).
На протяжении тысячелетий бык и его образ играли важную роль в культурной и религиозной жизни людей. Будучи олицетворением неукротимой силы, плодородия и благоденствия в большинстве культур, бык служил людям не только в качестве пищи и пахотного животного, но и объектом поклонения. Свидетельство тому – петроглифы, обнаруженные на территории Франции, Армении, Италии, Испании, России.
Культ быка нашел отражение в мифах и ритуалах древнего Египта, Греции, Рима и Месопотамии. Отголоски древних ритуалов с участием быков (например, таврокатапсия – прыжки через спину быка) прослеживаются в испанской и южноафриканской корриде. Нередко образы человека и быка сливались воедино, порождая в сознании людей представления о полулюдях-полубыках, которые ассоциировались с процессом постоянного перерождения и обновления.
Вплоть до наших дней корова почитается как священное животное в Индии, где служит олицетворением благоденствия, достатка, святости и чистоты. Согласно легенде, в частях тела священной коровы Камадхену пребывают различные индуистские божества. А в индийских Ведах содержится рассках о быкоголовом боге Яме, открывшем путь душам в царство мертвых, в котором сам занял место судьи.
Бык как символ плодородия и власти был не только мужским, но и женским символом. Данная двойственность прослеживается в культе бога Митры, спор о половой принадлежности которого уже в древности породил гипотезу о женском начале божества. Таковым является и древнеегипетское божество Бату, почитавшееся как в мужском, так и в женском облике. Рога в женских образах символизировали власть и женскую верность, тогда как наличие бычьих рогов у мужских божеств или правителей нередко являлось символом деспотизма.
Согласно представлениям буддистов, бык является олицетворением человеческого эго. Согласно буддийской легенде, двенадцать животных, включая быка, явились к Будде, переплыв холодную широкую реку, чтобы поздравить его с днем рождения. За проявленную преданность Будда наградил каждого из животных в порядке живой очереди, сделав быка вторым по счету.
Важное место бык занимал в системе верований семитских народов. Считалось, что бог Баал в образе грозного быка одержал победу над Муту, божеством смерти. Широкую популярность в изобразительном искусстве получило описываемое на страницах Ветхого Завета поклонение отпавшими от единобожия иудеями Золотому тельцу у горы Синай. Образ запряженного в колесницу Бога быка присутствует и в видении пророка Иезекииля.
В христианстве бык отождествляется с евангелистом Лукой, олицетворяющим жертвенность Христа. «Аль – Бакара», что переводится как «Корова», называется вторая, самая длинная, сура (глава) Корана.
В китайском календаре бык является вторым из двенадцати животных, образующих 12-ти частный годовой цикл. Согласно даосской легенде, двенадцать животных были призваны Нефритовым Императором – верховным богом даосского пантеона, для награждения за их красоту. Бык, к которому награда должна была попасть прежде всех, был обманут мышью, и занял второе место.
изображения не найдены
Информация (на 29.12.2020):
Государственный музей истории религии.
Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».