С 23.12.2020 до 28.03.2021 в Государственном Эрмитаже.
В Государственном Эрмитаже открывается выставка «Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа».
Отмечая 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти, Эрмитаж завершает этот год выставками, посвященными великому итальянскому мастеру. На протяжении пяти столетий художники совершенно разных направлений соотносили свое творчество с наследием Рафаэля.
Неудивительно, что именно его работы с гармоничной композицией были востребованы для воспроизведения – сначала в гравюре, а впоследствии в фоторепродукции. Развитие фотографии сделало произведения Рафаэля еще более узнаваемыми и тиражируемыми. Копии и репродукции его работ украшали не только жилые покои дворцов и особняков, но и дома простых людей.
Новая выставка Отдела истории русской культуры Эрмитажа рассказывает об искусстве фоторепродукции и продолжает серию выставок, посвященных истории ранней фотографии. Посетителям предлагается проследить развитие репродукционного жанра на примере отпечатков, выполненных с произведений Рафаэля во второй половине XIX века европейскими фотографами.
Более сорока фотографий, представленных впервые, позволяют проанализировать качество разных техник печати, узнать, с какими трудностями сталкивались фотографы того времени, какие технические и художественные задачи им приходилось решать, а также взглянуть на работы великого художника глазами зрителя XIX века.
С момента изобретения фотографии воспроизведение предметов искусства рассматривалось как одно из основных областей ее применения. Репродукционная съемка считалась одним из самых сложных направлений светописи, а хорошие фоторепродукции ценили и нередко коллекционировали наравне с произведениями живописи и графики. Представленные на экспозиции образцы фотоальбомов рассказывают об этом популярном увлечении в обществе второй половины XIX века.
В состав выставки включены фотографии знаменитых работ Рафаэля из коллекций императрицы Марии Александровны, графов Строгановых, князей Юсуповых, герцога М. Г. Мекленбург-Стрелицкого, государственного и общественного деятеля П. П. Семенова-Тян-Шанского. Фотоотпечатки с произведений Рафаэля становились дипломатическими подношениями: на выставке демонстрируются фотографии фресок Рафаэля на вилле Фарнезина, которые были поднесены римским фотографом Довициели императору Александру II.
Появление в середине 1850-х годов недорогих отпечатков визитного формата сделало фотографию доступной для всех слоев населения. Чрезвычайно популярными были визитки с воспроизведением предметов искусства: их покупали во время путешествий, помещали в специальные альбомы и сопровождали подписями. Не имея иногда технической возможности снять оригинальные произведения Рафаэля, фотографы и издатели шли на уловки, выпуская в продажу отпечатки с гравированных воспроизведений живописи. На выставке можно увидеть фотографии, выполненные как с картин Рафаэля, так и с гравюр по ним.
Развитию репродукционного жанра во многом способствовала зародившаяся в начале XIX века идея доступности музейных сокровищ для широкой публики. Фотографии художественных произведений имели спрос не только среди туристов, исследователи и любители искусства также активно использовали их в своей работе. Благодаря выпуску фоторепродукций стало возможным изучать тот или иной памятник, не выходя из дома.
Наибольший размах фотографирование предметов искусства приобрело в Италии. Используя каталоги, которые регулярно выпускали крупные фотоиздательства (“Fratelli Alinari”, “Giacomo Brogi”, “Fotografico Pietro Poppi”), можно было заказать необходимые для исследовательской работы фоторепродукции. Это давало возможность сравнивать произведения из разных художественных собраний.
Особенно полезны были фотографии с фрагментами картин, так как позволяли рассмотреть подробно те детали, которые были незаметны в реальности. Отпечатки итальянских фотоиздательств широко представлены в Эрмитаже. В основном это массовый материал, который рассчитан на широкий круг покупателей, но он позволяет узнать любимые и часто воспроизводимые в XIX веке произведения Рафаэля, такие как «Видение Иезекииля», «Мадонна со щеглом», «Преображение».
Одним из лидеров по выпуску фоторепродукций стал французский фотограф Адольф Браун. Стремясь обеспечить коммерческий успех своему делу, Браун задумался над проблемой получения стойких, не склонных к выцветанию отпечатков. Свой выбор он остановил на карбоновой печати. Путем долгих экспериментов Брауну удалось добиться превосходных результатов в передаче оттенков, не прибегая к последующей ретуши негатива и отпечатка. Убедиться в качестве печати можно, взглянув на фотографии рисунков Рафаэля – удивительной красоты исполнения и великолепной сохранности.
В 1860–1890-х годах Браун осуществил проект по фотофиксации самых крупных музейных коллекций Европы. На выставке представлены фоторепродукции картин Рафаэля знаменитых собраний Прадо, Палаццо Питти, музея Виктории и Альберта. Одним из первых он сфотографировал фрески Рафаэля в Ватикане – полученные снимки стали своего рода сенсацией. Глазам зрителей открылось множество деталей, которые не были видны в тусклом освещении залов.
В 1882 и 1889 годах фотографы ателье Брауна работали и в Императорском Эрмитаже, где были отсняты все работы Рафаэля, в том числе и «Мадонна Альба» (сейчас в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне).
В состав экспозиции также включены фотографии и оригинальные негативы первого фотографа Императорского Эрмитажа Федора Львовича Николаевского. Его снимки показывают не только вид музейных интерьеров, но и находящиеся в тот момент экспонаты в залах. Посетители выставки смогут увидеть как были представлены произведения Рафаэля и других итальянских художников в Эрмитаже на рубеже XIX-XX веков.
Куратор выставки – Ирина Олеговна Терентьева, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
изображения не найдены
Информация (на 21.12.2020):
Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Залы истории русской культуры первой половины XVIII в. (залы № 157-158).
Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
Время работы:
Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets