Суббота , 20 апреля 2024

По страницам журнала «Мир искусства».

С 05.09 до 30.12.2019 в Доме Брюсова – Музее Серебряного века.

Выставка «По страницам журнала «Мир искусства» в Музее Серебряного века – Доме Брюсова посвящена журналу, явившемуся выразителем новейших тенденций в русской культуре рубежа XIX—XX веков.

В экспозиции представлены визуальные образы эпохи модерна, транслировавшиеся со страниц журнала, работы художников и литераторов, определивших эстетический облик Серебряного века, среди которых А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, Е. Лансере, А. Остроумова-Лебедева, Д. Философов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, В. Розанов и др.

В конце 1890-х годов петербуржский кружок недавних студентов и молодых художников, названный в честь романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», — «Невские пиквикианцы», поставил перед собой глобальную задачу: преобразовать художественное сознание российской культурной публики, освободить его от традиционалистских, рутинных оков, встроить в контекст бурной культурной жизни Европы, объединить молодые творческие силы России.

 

Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.
Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.

 

Из этого узкого камерного кружка, члены которого были связаны между собой родственными узами или гимназической дружбой (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, А. П.  Остроумова-Лебедева, С. П. Дягилев), рождается объединение, определившее впоследствии эстетический облик целой эпохи — «Мир искусства».

Основными движущими мотивами мирискусников становятся уход в отвлеченные от реальности (и реализма) миры, в образы ушедших эпох, отраженных на полотнах старых мастеров. Не общепринятая в ту пору констатация исторического факта, а переживание атмосферы «галантных празднеств», «царских охот», «ретроспективные мечтания», своего рода ностальгия по старине, эскапизм — вот то, что занимает членов нового объединения.

Свои идеи объединение «Мир искусства» начинает транслировать через одноименный журнал, выходивший с конца 1898 (официально с начала 1899) по 1904 — до тех пор, пока не иссякли возможности изыскивать нужные для этого немалые средства. В первый год деятельности меценатами выступили княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем помогал И. А. Остроухов, император Николай II по просьбе В. А. Серова назначил субсидию на пять лет из средств двора — и она выплачивалась, пока внутренний разлад не расколол инициаторов.

Постоянным редактором был Сергей Дягилев, в последний год существования журнала соредакторам выступал Александр Бенуа. Огромная роль в том, что касалось, во-первых, технической стороны издания, а во-вторых — его литературной составляющей, принадлежала Дмитрию Философову.

 

Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.
Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.

 

В исключительном для своего времени качестве «Мир искусства» публиковал репродукции произведений (практически во всех видах и жанрах, включая скульптуру и архитектуру) самых передовых современных художников — и незаслуженно забытых старых мастеров, художников из России, Франции, Германии, Финляндии, Англии…

Выходили статьи о живописи, графике, прикладных искусствах, музыке, театре, литературе и философии. Освещались выставки в России и за рубежом. Публиковались каталоги. Сообщалось о новых художественных изданиях. Печатались «письма в редакцию».

Авторами статей и заметок выступали и сами члены дружеского кружка — С. П. Дягилев, Д. В. Философов, А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Л. С. Бакст, А. П. Нурок, Е. Е. Лансере, и многочисленные приглашенные авторы, в том числе Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанов, Л. И. Шестов, Н. М. Минский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

Авторы могли не сходиться во мнениях, высказывать убеждения с немалой резкостью — журнал предоставлял им трибуну. Можно сказать, «Мир искусства» намеренно стирал всяческие границы — идеологические, временные, географические, границы жанров…

С художественной точки зрения журнал в тот момент также был исключительным явлением. Выбор бумаги и шрифтов, эстетическое и смысловое сопряжение текста и изображений, способы их воспроизведения — все было полем постоянного поиска и эксперимента. Оформлявшийся талантливыми мастерами, решенный как художественное целое — во многом журнал «Мир искусства» стал образцом для последующих подобных изданий.

Кураторы: Екатерина Виноградова, Ирина Юрасовская

 

Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.
Предоставлено: © Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.

 

Информация (на 04.09.2019):

Дом Брюсова – Музей Серебряного века.

Адрес: Проспект Мира, дом 20.

Ближайшая станция метро «Проспект Мира» — Кольцевая линия.

Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье – с 11:00 до 18:00, в среду и четверг – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Мариэтта Шагинян и Серебряный век.

Мариэтта Шагинян и Серебряный век.

С 23.03 до 30.09.2022 в Доме Брюсова — Музей Серебряного века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *