Пятница , 26 апреля 2024

Страна героев и богов… Античность и русская культура первой трети XIX века.

До 04.03.2018 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Выставка «Страна героев и богов» охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX века.

Её цель – показать, как интерес к античному миру находил отражение в предметах и явлениях быта – вещественного, нравственного и социального.  Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, организаторы посвятили экспозицию различным аспектам жизни русского общества, на которые повлияло культурное наследие Древней Греции и Рима. Это литература и искусство, политическое и философское мышление пушкинских современников, архитектура, скульптура, убранство интерьера и даже мода.

 

Ш.-Н.-Д.де Бовэ по рисунку Ж.-Б.Массэ с оригинала Ш.Лебрена. Германия.
Ш.-Н.-Д.де Бовэ по рисунку Ж.-Б.Массэ с оригинала Ш.Лебрена. Германия.

 

В акварелях, гравюрах и литографиях представлены памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии российскими зодчими культурного опыта древней Греции и Рима.

Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие.

Среди изображений памятников архитектуры XVIII – XIX веков, ориентированных на античность, особый интерес представляют триумфальные арки. Как известно, в древнем Риме они возводились для торжественного въезда победителя. В России эта традиция возникла во времена Петра I; также триумфальные арки возводились в ознаменования великих побед и важных событий. 

 

Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани "Минерва и музы" 1790-е
Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани «Минерва и музы» 1790-е

 

По словам пушкинского современника Ф.Ф. Вигеля, ориентация на «древность» сказалась и в убранстве комнат. Поэтому в залах экспозиции можно видеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием античности.

«В то время модными были «алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки, где руки опирались на орлов, грифонов или сфинксов.

Однако все вещи, которые у древних были для «домашнего употребления», в XIX веке «служили одним украшением; например, вазы не сохраняли никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».

На выставке широко представлены высшие достижения античной литературы – произведения Гомера, Софокла, Аристофана и других. Также вниманию посетителей предлагаются сочинения русских поэтов, значительную долю своего творчества уделявших переводам древних авторов и подражаниям им.

Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Ода, стихотворное дружеское послание, прозаическое письмо, элегия – все жанры эпохи говорили на языке, полном если не античных образов, то античной терминологии. Поэты мыслили аналогиями с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминаний древних божеств.

 

Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани "Нептун и Амфитрита" 1790-е
Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани «Нептун и Амфитрита» 1790-е

 

Выставка позволяет затронуть и тему воздействия идей и образов античности на воспитание молодых людей первой трети XIX века. Их образование предполагало знакомство с персонажами мифологии, латинскими эпиграфами и изречениями.

Вместе с тем трудно переоценить ту роль, которую идеи и образы античности играли в воспитании детей. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, берущие свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, делали образ римского республиканца в глазах подростков особенно привлекательным.

Интерес к древности коснулся и моды, преимущественно женской. Представление о ней дают портреты начала XIX века и модные картинки из журналов того времени. Платья из легкой ткани с очень высокой талией – дань культу «естественности», который возник в конце XVIII века под влиянием идей Ж.Ж. Руссо, и образцы которого искали в том числе и в античности.

Один из разделов экспозиции посвящен А.С. Пушкину, обращавшемуся к образам и сюжетам античной литературы на протяжении своего творчества – от лицейской скамьи до последних лет жизни.

На выставке представлены произведения авторов, наиболее значимых для поэта в различные периоды его жизни: Апулея, Овидия, Тацита, Горация и других. Здесь также можно познакомиться с произведениями самого поэта, в которых встречаются множественные отсылки к сюжетам и образам древней Греции и Рима. 

Пушкинские строки, сопровождающие выставку, а также высказывания современников поэта, не только дают представление об их отношении к античному наследию, но и позволяют понять многие социальные и культурные явления русской жизни первой трети XIX века.

 

Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани. Жертвоприношение Юпитеру. 1790-е
Ф. Бартолоцци по оригиналу Д.Б. Чиприани. Жертвоприношение Юпитеру. 1790-е

 

Экспозиция выставки. Фотографии предоставлены Государственным музеем А.С. Пушкина.

 

 

Информация (на 20.12.2017):

Государственный музей А.С. Пушкина.

Адрес: улица Пречистенка, 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Смотреть еще

Музей Пушкина Выставка Брат милый, отроком расстался ты со мной К 200-летию написания стихотворения

Брат милый, отроком расстался ты со мной… К 200-летию написания стихотворения.

С 17.10.2023 до 21.01.2024 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *