Понедельник , 23 декабря 2024

Лекция-эссе Бориса Клюшникова «Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена».

04.10.2017 в Музее Вадима Сидура.

Борис Клюшников – теоретик современного искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, лектор школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и Британской Высшей Школы Дизайна. Автор статей по философии искусства, критических текстов и курсов лекций по теории современного искусства.

«Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена» – это художественная лекция-эссе Бориса Клюшникова, вдохновленная методами работы художника и режиссёра Харуна Фароки и подготовленная специально для музея Вадима Сидура.

Она представляет собой разностороннее автобиографическое исследование реабилитации детского церебрального паралича с точки зрения конкретной жизни в современной России.

Борис Клюшников:

«ДЦП можно описывать не просто как заболевание (оно не прогрессирует и выражается только как итог скрытого процесса беременности или, как в моем случае, родовой травмы), а как особое состояние телесности и отношений с телом.

В этом смысле ДЦП, данный человеку лишь в факте восстановительных процессов, является полем, где сплетается реабилитология, социальная культура тела, изобретения в области хирургии (и даже народная медицина), биополитика, а также бизнес, извлекающий прибыль из постоянного лечения. В рамках лекции я хотел бы раскрыть эти общие пересечения.

Я помню один, пожалуй, важнейший в моем детстве эпизод. Когда я лежал загипсованный без возможности двигаться, мой отец подарил мне машинку на пульте управления. Я думаю, он сделал это для того, чтобы я не тосковал по движению и мог дистанционно изучать пространство.

Эта машинка стала для меня важным ключом к пониманию идеи «культурного протезирования», о которой я хотел бы рассказать. Культура и искусство, передавая нам пространственно-временные схемы чувственного опыта, дают возможность обрести виртуальное тело и открывают, что телесность никогда не была чистой и лишенной смысла материей.

Скорее, тело мыслимо, воображаемо, идейно. Протез выражает эту мысль. Я попытаюсь посмотреть на свой опыт изучения произведений искусства, компьютерных игр и текстов как на вынесенные вовне аппараты виртуальной телесности, которые, наряду с изощренными медицинскими приборами, как бы раскрывают тело вовне.

В лекции также прозвучат фрагменты моих детских стихов и читательских впечатлений, которые, как я открыл для себя гораздо позже, все были посвящены идее доступа к движению: я писал стихи о человеческой радости ходьбы, о своей мечте бежать.

Центральными образами того периода для меня стали Наклс-Ехидна (персонаж из игры «Sonic», обладающий стремительным ускорением) и Мюнхгаузен, достающий себя из болота за хвостик.

Они стали своего рода культурными эмблемами, вокруг которых я хотел бы развить разговор о проблеме «инвалидности», с точки зрения рассмотрения своего личного, конкретного опыта».

 

Лекция-эссе Бориса Клюшникова «Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена».

 

Информация (на 27.09.2017):

Музей Вадима Сидура — Музейно-выставочное объединение «Манеж».

Адрес: Новогиреевская улица, дом 37, строение 2.

Ближайшая станция метро «Перово».

Начало в 19:30 – 4 октября, в среду.

Вход свободный

 

Смотреть еще

Музей Вадима Сидура Выставка Роман Головко Скрытые категории

Роман Головко. Скрытые категории.

С 13.04 до 11.06.2023 в Музее Вадима Сидура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *