04.10.2017 в Музее Вадима Сидура.
Борис Клюшников – теоретик современного искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, лектор школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и Британской Высшей Школы Дизайна. Автор статей по философии искусства, критических текстов и курсов лекций по теории современного искусства.
«Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена» – это художественная лекция-эссе Бориса Клюшникова, вдохновленная методами работы художника и режиссёра Харуна Фароки и подготовленная специально для музея Вадима Сидура.
Она представляет собой разностороннее автобиографическое исследование реабилитации детского церебрального паралича с точки зрения конкретной жизни в современной России.
Борис Клюшников:
«ДЦП можно описывать не просто как заболевание (оно не прогрессирует и выражается только как итог скрытого процесса беременности или, как в моем случае, родовой травмы), а как особое состояние телесности и отношений с телом.
В этом смысле ДЦП, данный человеку лишь в факте восстановительных процессов, является полем, где сплетается реабилитология, социальная культура тела, изобретения в области хирургии (и даже народная медицина), биополитика, а также бизнес, извлекающий прибыль из постоянного лечения. В рамках лекции я хотел бы раскрыть эти общие пересечения.
Я помню один, пожалуй, важнейший в моем детстве эпизод. Когда я лежал загипсованный без возможности двигаться, мой отец подарил мне машинку на пульте управления. Я думаю, он сделал это для того, чтобы я не тосковал по движению и мог дистанционно изучать пространство.
Эта машинка стала для меня важным ключом к пониманию идеи «культурного протезирования», о которой я хотел бы рассказать. Культура и искусство, передавая нам пространственно-временные схемы чувственного опыта, дают возможность обрести виртуальное тело и открывают, что телесность никогда не была чистой и лишенной смысла материей.
Скорее, тело мыслимо, воображаемо, идейно. Протез выражает эту мысль. Я попытаюсь посмотреть на свой опыт изучения произведений искусства, компьютерных игр и текстов как на вынесенные вовне аппараты виртуальной телесности, которые, наряду с изощренными медицинскими приборами, как бы раскрывают тело вовне.
В лекции также прозвучат фрагменты моих детских стихов и читательских впечатлений, которые, как я открыл для себя гораздо позже, все были посвящены идее доступа к движению: я писал стихи о человеческой радости ходьбы, о своей мечте бежать.
Центральными образами того периода для меня стали Наклс-Ехидна (персонаж из игры «Sonic», обладающий стремительным ускорением) и Мюнхгаузен, достающий себя из болота за хвостик.
Они стали своего рода культурными эмблемами, вокруг которых я хотел бы развить разговор о проблеме «инвалидности», с точки зрения рассмотрения своего личного, конкретного опыта».
Информация (на 27.09.2017):
Музей Вадима Сидура — Музейно-выставочное объединение «Манеж».
Адрес: Новогиреевская улица, дом 37, строение 2.
Ближайшая станция метро «Перово».
Начало в 19:30 – 4 октября, в среду.
Вход свободный