Ирина Минервино – успешный российский арт-продюсер в Лондоне. Родилась в Москве в 1985 году. Коренная москвичка, выросла неподалеку от поселка художников на Соколе, где жили и работали многие художники, скульпторы, писатели, вошедшие в «Золотой фонд» отечественной культуры. С детства мечтала заниматься искусством и объездить весь мир.
Свою карьеру в арт – бизнесе Лондона Ирина начала с работы в аукционном доме «Кристис» («Christie’s»), в период высокого роста интереса к русским торгам в Лондоне. Ирина стала одним из немногих русскоговорящих сотрудников «Кристис», который тонко чувствовал малейшие колебания рынка и на их основании создала рабочую стратегию.
От стажёра Ирина Минервино прошла путь до старшего специалиста и заместителя директора по русскому искусству, проработав восемь лет в единственном в Лондоне специализированном на русском искусстве аукционном доме «МакДугалл» («McDougall»).
За это время Ирина провела многочисленные выставки в Лондоне, Москве и Киеве, участвовала в подготовке аукционов, выставок, составлении и печати каталогов, и непосредственной продаже произведений искусства. Во время обучения в Университете, Ирина Минервино тщательно изучила американский и европейский рынки искусства, а после работы в сфере начала самостоятельную деятельность, которая и определила ее будущее.
Как формировать инвестиционный портфель.
Формирование инвестиционного портфеля зависит от срока инвестиции. При вложениях в искусство следует учитывать, что это, как правило долгосрочная инвестиция.
На арт – рынке вообще не любят «флипперов» (так называемых спекулянтов), и у арт-дилеров существуют черные списки покупателей, которые были замечены во «флиппинге» и с ними стараются не иметь рабочих отношений.
Самые надежные рынки инвестиций должны показывать в первую очередь стабильность, а не самый высокий годовой процент прироста: это рынок старых мастеров, искусство 19 века. Мода на произведения этого период приходит и уходит, но цены держат свою высокую планку.
«Голубые фишки» – это импрессионизм и модерн, искусство русского авангарда. Стоимость работ этого периода всегда будет высокой.
Рынок современного искусства выглядит наиболее «волатильным», в нем много течений и тенденций, но именно он может дать возможность начинающим собирателям начать коллекционировать и, при грамотном подходе, может предоставить наибольший возврат финансовых вложений.
Как уберечься от подделок?
Я советую покупать искусство у опытных, зарекомендовавших себя дилеров, галеристов и аукционных домов. Это важно делать пока вы «новичок».
Многие коллекционеры начинают именно так: знакомятся с опытными дилерами, набираются опыта, тренируют глаз, а потом уже самостоятельно начинают разбираться. Также надо всегда тщательно проверять происхождение картин, выставочную историю.
Какая динамика наблюдается за последний год. С чем связан приток интереса к русским работам?
Интерес к русскому искусству остается стабильным: его покупатели на 70% русские, но существует тенденция на прирост интереса со стороны западных покупателей, которые понимают инвестиционный потенциал русского классического и современного искусства.
Картины каких русских художников пользуются успехом на Западе?
Безусловно, это авангард, работы 1920-1930-х годов, «суровый стиль», нонконформисты. Современное русское искусство еще пока мало не известно западной публике.
Кто сегодня вкладывается в русское искусство?
Исторически, в культуру той или иной страны вкладывают ее граждане: английское искусство покупают англичане; американское американцы. Русский арт – рынок не исключение. В основном русское искусство покупают русские коллекционеры.
Иностранцы часто покупают русскую живопись из -за ее инвестиционного потенциала, и относительной недооценённости в сравнении с западным искусством. В этом плане цена/качество русского искусства превалирует на западным.
А вообще существует концепция «мягкой силы» американского политолога Джозефа Ная. Язык, искусство и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.
Поэтому вложения в русское искусство должно быть интересно нашим соотечественникам, как на социальном, так и на политическом уровне. Это возможность вписать свое имя в летопись истории, так как это сделали Третьяков, Щукин, Бахрушин.