До 24.07.2016 в Галерее «Наши художники».
Братья Владимир Августович (1899-1982) и Георгий Августович (1900-1933) Стенберги – ключевые фигуры раннего конструктивизма и графического дизайна, члены группы «Конструктивисты» и авторы манифеста конструктивизма (1922), они сделали это течение влиятельным в искусстве всего ХХ века.
Их имена стоят в одном ряду с теми, кто в начале ХХ века сформировал новый художественный язык эпохи, – Кандинским, Малевичем, Лисицким, Родченко, Эйзенштейном, Дзигой Вертовым, Таировым, Мейерхольдом.
Братья Стенберг вошли в мировую историю дизайна, театра, плаката как яркие представители русского авангарда.
Стилеобразующие возможности конструктивизма были воплощены ими в самых разных жанрах деятельности, но именно «в области киноплаката Стенберги создают не только свой стиль, но и целую эпоху совершенно своеобразного и неизменно художественного плаката, получившего уже мировое признание», – писал в 1929 году критик Д.М. Аранович.
Плакаты Стенбергов ценятся во всем мире, от огромных тиражей остались единицы, многие музеи, в том числе зарубежные (в частности, МоМА, Нью-Йорк), хранят их в своих коллекциях.
Выставка в галерее «Наши художники» – самая крупная выставка киноплаката братьев Стенберг в России. Ее первый этап состоялся летом 2015 года, настоящая экспозиция завершает проект.
Галерея представляет 50 плакатов из частных собраний, а также 9 – из Отдела эстампов Российской национальной библиотеки, СПб. Среди экспонатов – такие шедевры, как «Весной», «Земля», «Узел», «Сплетня», «Девушка с коробкой», «Тамилла», «Шесть девушек ищут пристанище» и 2 плаката «Человек с киноаппаратом». Из самых заметных и редких – «Броненосец ”Потемкин”» и шестилистное фасадное панно «Мисс Менд».
Братья Стенберги работали в Камерном театре с выдающимся режиссером-реформатором Александром Таировым (1922-1931), оформляли городские площади и улицы к праздничным событиям, были главными художниками ЦПКиО им.М.Горького (1928-1932), главными художниками Днепростроя (1928-1933) и Красной площади с 1928 года (после трагической гибели Георгия этот пост Владимир сохранял до 1962 года).
Жанр киноплаката наиболее показательно донес до нас образцы работы их блестящего творческого тандема как жизненное воплощение их конструктивистских и других новаторских идей.
В 1928 году художники так определили свой творческий метод: «Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем прежде всего монтажом. С другой стороны, даем и здесь конструкцию».
Стенберги не только обогатили киноплакат конструктивистским подходом, но ввели в него суперкрупный план и динамику композиции. Идеи и методы братьев Стенберг, развернутые в значительной степени в киноплакате, до сих пор питают современных специалистов в области графического дизайна.
К выставке «2 СТЕНБЕРГ 2» издан каталог, тождественный духу двух художников. Он включает 156 плакатов, и это самое значительное издание, посвященное плакатному дизайну Стенбергов. Каталог двуязычный.
Авторы статей – известный исследователь плакатного искусства Нина Бабурина и Виктория Стенберг, внучка Владимира Стенберга, некоторые архивные фотографии публикуются впервые.
Авторами дизайна каталога выступили действующие плакатисты современного российского кино Евгений Райцес и Матвей Евстигнеев.
Информация (на 25.05.2016):
Галерея «Наши художники»
Адрес: Сеченовский переулок, дом 2. Ближайшие станции метро – «Парк Культуры» и «Кропоткинская»
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.
Стоимость билетов – 350 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 150 рублей.