Д.П. ШТЕРЕНБЕРГ
(1881 – 1948)
Давид Штеренберг – один из самых значительных и оригинальных мастеров отечественного искусства первой половины 20 века. Его художественный стиль можно производить отовсюду и ниоткуда – настолько он имеет много точек соприкосновения с современным ему искусством при совершенной своей оригинальности и неповторимости.
В нем сплавились самые различные впечатления художника от жизни (Парижская школа, революционная эстетика первых лет Советской России и т.д.) и его постоянного меняющегося культурного окружения.
Но при всей условности его искусства, первичным, основным стилеобразующим принципом живописи Штеренберга была исключительно предметная действительность, выраженная с высочайшей степенью обобщения.
Давид Петрович Штеренберг родился 14 (26) июля 1881 года в Житомире в семье служащего. Учился в Одессе в частных студиях, здесь же художник познакомился со своей будущей женой Н.Д.Пальцевой. К сожалению, работы одесского периода не сохранились.
В 1906 году уезжает в Вену, где пытается продолжить своё художественное образование. В 1907 переезжает в Париж, где поселяется в мастерской в знаменитом «Улье» – Ля Рюш (La Rcuhe), интернациональном центре нового искусства.
Здесь Штеренберг знакомится с ведущими представителями европейского и русского авангарда, посещает частные академии, активно осваивает достижения нового искусства. В 1912 – 1917 годах художник принимал участие в выставках Весеннего и Осеннего Салонов, Салона Независимых
В июле 1917 года Штеренберг возвращается в Россию. После Октябрьской революции в декабре 1917 назначен по поручению Луначарского правительственным комиссаром по делам искусств, в 1918 назначен на должность заведующего отделом изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР. Активно участвует в художественной жизни новой России, выполняет украшения для революционных праздников.
В 1919 в связи с переездом правительства Штеренберг переселяется в Москву, принимает активное участие в организации Государственных свободных выставок и Института художественной культуры (ИНХУК), избран профессором ВХУТЕМАСа, где преподавал с 1920 по 1930 годы
В 1920-х активно участвует в советских и международных выставках. Был участником объединения Комфутов (коммунистов-футуристов). Основатель и руководитель Общества станковистов ОСТ (1925-1932).
В 1930-1940-е творчество художника стало расходиться с официальной линией государства в области искусства, он подвергался резкой критике за формализм и был отодвинут на обочину художественной жизни.
Давид Штеренберг был вынужден работать в более реалистичной манере, пытаясь и в этих условиях сохранять независимость и художественную свободу. В самом конце жизни в эскизных «Библейских мотивах» 1947-1948 годов у художника наметился новый живописный язык, стали проявляться новые драматические интонации, которые он уже не успел развить…
изображения не найдены