В.Е. ТАТЛИН
(1885 – 1953)
Владимир Татлин – одна из ключевых фигур русского авангарда, дерзновенный изобретатель новых форм искусства и художественного языка.
С его именем связаны самые смелые и фантастические эксперименты в русском изобразительном искусстве 20 века, объединившие пластические и пространственные формы, художественные и утилитарные свойства материалов, давшие возможность полностью разрушить иллюзорность живописной плоскости и вывести её в трёхмерное пространство.
Изобретенные Татлиным живописные контррельефы, модель грандиозного Памятника III Интернационалу – Башня Татлина, утопический проект летательного аппарата Летатлин – вот ключевые точки его художественных открытий, сделавшие его имя всемирно известным.
Владимир Евграфович Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в дворянской семье. В 1898 году убежал из дома, плавал юнгой в Турцию, работал с иконописцами и театральными декораторами.
Недолгое пребывание в МУЖВЗ (1902-1903), учеба в Пензенском художественном училище (1905-1907) и в частных студиях Москвы и Петербурга, общение с Ларионовым сформировали Татлина как блестящего живописца и рисовальщика.
Тонкий наблюдатель природы и исследователь натуры, коснувшийся иконописи и древнерусской фресковой живописи в начале своего пути, “глубоко зачерпнувший кубизм” и почувствовавший стихию народного театрального действа, он создал свой синтетический язык живописи, выделивший его среди всех современных ему “измов”.
1910-е – время активного участия Владимира Татлина в авангардном движении, он выставляется на выставках “Бубнового валета”, “Союза молодежи”, Первой футуристической выставке “Трамвай В”, “0,10” и других.
В 1911 оформил спектакль «Царь Максемьян» в Московском литературно-художественном кружке. В 1913 году Татлин без внешнего заказа и без расчета на определенный театр работал над эскизами декораций к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя»
Увлекшись экспериментами и “материальными подборами”, Татлин в 1914 году перестал заниматься живописью (вплоть до 1930-х годов, когда вновь возвратился к ней после завершения работы над Летатлином). В 1919-1920 создал проект «Памятника III Интернационала» (Башня Татлина).
В 1925-1927 жил и работал в Киеве, руководил фотокинотеатральным отделением в Киевском художественном институте. В 1927-1930 годах преподавал в ВХУТЕИНе.
В 1931 Татлину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1932 состоялась персональная выставка в Музее изящных искусств.
Но уже в 1933 искусство Татлина подверглось гонениям, он был причислен к формалистам. В 1938 панно Татлина, сделанные для ВСХВ, были уничтожены как «политически вредные».
С 1935 художник работал в области театрального искусства, оформив несколько спектаклей в разных московских театрах. С конца 1940-х подрабатывал в архитектурной бригаде Л. Руднева и возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для МГУ.
Умер 31 мая 1953 года в Москве.
изображения не найдены