Только Италия! Архитектурная графика 18–19 веков

До 27.07.2014 в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Архитектурный рисунок возник в Италии благодаря восторгу художников и архитекторов разных стран перед пластической выразительностью, мощью и совершенством форм местной архитектуры. В задачи этого вида графики входит изображение зданий и их деталей, передача взаимоотношений архитектурных объемов и пространства.

Выставка, включающая рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Фонда Сергея Чобана (Берлин), работы из московских частных коллекций и произведения современных архитекторов из их личных собраний, посвящена итальянскому зодчеству, увиденному глазами архитекторов и художников.

В экспозиции представлено около 200 листов разных эпох. Среди них – значительный круг произведений мастеров 18 столетия, золотого века архитектурной графики.

Расцвет жанра связан с творчеством работавших в Риме итальянских и французских архитекторов и художников: Дж.П. Панини, Дж.Б. Пиранези, Ш.-Ж. Натуара, Г. Робера, Г.-Ф. Дуайена и Ш.-Л. Клериссо. Благодаря взаимовлиянию графики и архитектуры сформировались различные виды архитектурного рисунка, такие как изображение реального городского пейзажа (ведута), «руины» и архитектурные фантазии, создававшие выдуманные архитектурные пространства и оказавшие воздействие на театрально-декорационное искусство того времени.

Императорская Академия художеств также направляла в Италию для усовершенствования в изящных искусствах своих лучших выпускников. Первым пенсионером Академии стал архитектор В.И. Баженов, который в 1762–1764 годах создал в Риме свои фантазии-проекты («Итальянский вид. Рим», ГТГ); основоположник русской школы классического пейзажа С.Ф. Щедрин провел в Италии с 1769 по 1776 год; с 1779-го и до конца жизни здесь жил пейзажист Ф.М. Матвеев.

Отдельная тема – графика итальянских художников, имена которых неразрывно связаны с историей русского искусства. Среди них – представитель палладианства в русской архитектуре Дж. Кваренги, выдающийся мастер театральной декорации П. Гонзага, акварелист середины XIX века Л. Премацци.

В 1820–1830-е годы творческие пути художников и архитекторов разошлись. Архитектурный рисунок остался прерогативой архитектора: наступил период научного подхода к рисунку, исторически точного воссоздания образов древней архитектуры, основанного на обмерах и археологических исследованиях.

В искусстве художников в это время исчезает жанр ведуты, уступая место собственно пейзажу, непосредственному и эмоционально-окрашенному. Таковы рисунки одного из значительных мастеров этого периода М.Н. Воробьева, профессора Императорской Академии художеств, работавшего в Италии в 1844–1846 годах.

Отныне для художника обращение к архитектурной графике, как правило, связано с какой-то конкретной творческой задачей. И для талантливого пейзажиста М.И. Лебедева («Аричча», 1830-е, ГТГ), и для блистательного М.А. Врубеля («Венеция. Мост вздохов», 1892–1893, ГТГ) изображения итальянских архитектурных мотивов являются подготовительным этапом работы над живописными произведениями.

Напротив, в наследии В.И. Сурикова, мастера исторического жанра и портретиста, группа акварелей с изображением памятников архитектуры составляет самостоятельную страницу. В них он выразил свой интерес к архитектурной форме через ее колористическое восприятие.

В конце XIX – начале XX века Италия стала местом паломничества многих русских художников и архитекторов. А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, А.П. Остроумова-Лебедева отправлялись в Италию не как пенсионеры, а по «зову сердца», на свои средства. Они открывали для себя не только памятники античности, но и раннехристианскую архитектуру, средневековье, эпоху барокко. Архитекторов-неоклассиков первой трети 20 века – И.А. Фомина, Б.М. Иофана, И.А. Жолтовского, В.Г. Гельфрейха – привлекал близкий их художественным поискам мотив героической красоты Рима.

В советское время Италию могли увидеть немногие художники и архитекторы, командированные или путешествовавшие в составе организованных групп. В кратких творческих поездках они с жадностью зарисовывали свои впечатления, важнейшее место среди которых занимали архитектурные памятники. Поэтому в их графике образ Италии носит фрагментарный, калейдоскопический характер.

Выставку завершает раздел, включающий графические листы четырех современных архитекторов: М.Б. Атаянца, С.О. Кузнецова, М.А. Филиппова и С.Э. Чобана. Работая в разных стилистических направлениях, они обращаются к архитектуре Италии как к эталону идеальных формальных решений, примеру красоты и гармонии в искусстве.

На протяжении веков Италия является местом паломничества, центром притяжения творческих сил Европы. Выставка позволяет увидеть, как многообразно отношение художников и архитекторов к пластическому искусству этой страны: от создания рисунков учебного и документального характера до диалога в жанре архитектурных фантазий, от преклонения перед памятниками античной классики до увлечения формами средневековья и барокко.

На отсылках к классическим образцам итальянской архитектуры построено и пространственное решение выставки, в разработке которого участвовал С.Э. Чобан.

Выражаю огромную благодарность пресс-службе Государственной Третьяковской галереи за предоставленные материалы.

 

 

Информация (на 17.04.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10 (ближайшее станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость роскошного каталога выставки – 1000 рублей.

Смотреть еще

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024. Третьяковская галерея.

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024.

С 27.05 по 02.06.2024 в Государственной Третьяковской галерее.

Один комментарий

  1. Сергей

    Прекрасный ретроспективный подбор графики об архитектуре Италии. Самое приятное открытие – это работы современных архитекторов из Питера и Москвы. Чувствуется прекрасная техника, взгляд одновременно художника и архитектора, точный баланс художественной выразительности и глубокого понимание архитектурных решений. Несомненный интерес представляют работы отечественных художников прошлого. Увидеть их в оригинале вряд ли удастся когда либо и где либо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *