До 19.03.2017 в Музее-заповеднике «Абрамцево».
Выставка с метафорическим названием «Из сада возвращения…» посвящена творчеству Бориса Владимировича Иогансона.
Представлены произведения художника из собраний Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Музея-заповедника «Абрамцево», семейных собраний Бориса Игоревича Иогансона и Элеоноры Викторовны Пастон.
Б.В. Иогансон — признанный классик советской живописи, адепт социалистического реализма. В современной оценке творчества художников этого метода возобладали идеологические мотивы, живописное же мастерство оказалось для теоретиков мало привлекательным. Устроители абрамцевской выставки намерены изменить оценочный вектор.
Метафорическое название выставки отсылает к камерной живописи художника и реальному саду.
Борис Иогансон был одним из первых жителей Посёлка художников в Абрамцеве, с 1934 года жил в посёлке на даче-мастерской «окнами в сад», писал портреты близких людей, солнечные звучные и зимние «стылые» пейзажи, натюрморты, автопортреты.
Эти картинные этюды художника и стали, по сути, материалом выставки. Работы малоизвестные. Исключение составляют произведения из собрания ГТГ: «Салют» 1945 года и «Портрет заслуженной артистки РСФСР Государственного Московского Малого театра Д. В. Зеркаловой» 1947 года.
Картины репродуцированы, о них писал Н. Томский еще во вступительной статье к каталогу юбилейной выставки Иогансона 1969 года. Все другие произведения (их около сорока) зритель увидит впервые.
Как работал художник один и тот же мотив, как искал цветовые отношения, как изучал пластику моделей и силу напряжения света, — всё в живописном разделе выставки.
«…Все тёмные тона сравнивай с тёмными, вытаскивай их различие с близкими тенями, света со светами, аккорды с аккордами, вытащить музыку живописи, получится звонко, точно, живо, правдиво и красиво» (Б.В. Иогансон. Молодым художникам о живописи).
Не менее интересны рисунки и наброски. Здесь снова мы вступаем в область, зрителю неизвестную. Борис Иогансон — прекрасный рисовальщик. Он удивительно чувствовал острохарактерное.
Опять же и в рисунке для него не интересна статичная форма. Художнику нужна динамика, контрапункт сложного движения, контраст света и тени. Поразительны портреты матери Ольги Константиновны Радленской. Особая статья — автопортреты Иогансона.
Представлены на выставке и вещественные знаки путешествий художника, его реквизит. Вещи порой красноречивее говорят о людях, чем люди о себе. Иогансон был влюблён в жизнь. Странным образом черта приязненного отношения к миру отпечаталась в вещах художника. Устроители выставки попытались продемонстрировать это в «музейном натюрморте».
Сильное поле живописи Иогансона уравновешивается тональной изысканностью и созерцательностью. Это выставка для подлинных любителей живописи, для историков, изучающих прошлое своей страны не по доктринам.
Информация (на 03.02.2017):
Музей-заповедник «Абрамцево» — Флигель «Поленовская дача».
Подробнее о порядке работы, как доехать из Москвы и стоимости билетов на сайте музея:
http://www.abramtsevo.net/index.php