С 10.04 до 15.09.2024 в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал», Екатеринбург.
В Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге открывается выставка «Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения. Из собрания Государственного Эрмитажа». Выставка посвящена одному из главных мастеров гравюры в истории мирового искусства.
Художественное наследие Альбрехта Дюрера (1471–1528) охватывает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и более 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его прежде всего как графика: Дюрер поднял гравюру на новый уровень, придав ей невиданную степень художественной свободы.
Государственный Эрмитаж обладает одним из самых репрезентативных собраний резцовых гравюр и ксилографий Альбрехта Дюрера, которые стали основой выставки и рассказывают о непревзойденном мастерстве художника в этой области. Эрмитажная коллекция работ Альбрехта Дюрера впервые выставляется за пределами Санкт-Петербурга. Листы отобраны таким образом, чтобы показать всё многообразие техник и направлений работы художника.
Масштаб таланта, богатство творческих идей и виртуозность техники Дюрера нашли ярчайшее отражение в его рисунках. На выставке можно увидеть отдельные собственноручные работы мастера, каждая из которых является уникальным графическим памятником.
Выставка состоит из нескольких разделов, которые позволяют показать особенности творческого метода Дюрера, его подход к разработке традиционных тем и решению абсолютно новых для немецких художников задач.
Раздел «Начало. Учителя и истоки» посвящён мастерам, ставшим для Дюрера учителями и ориентирами. Это немецкие художники Михаэль Вольгемут и Мартин Шонгауэр, а также итальянец Андреа Мантенья, через гравюры которого он открывал для себя Ренессанс.
В следующий раздел вошли наиболее востребованные современниками Дюрера графические циклы: ставший настоящим прорывом в творчестве мастера «Апокалипсис», «Жизнь Марии» — история Богоматери, основанная на множестве апокрифических источников, — и «Страсти Христовы», представленные в нескольких сериях. Обращаясь к популярным сюжетам, Дюрер предлагает новые художественные решения, которые впоследствии стали каноническими.
Отдельный блок «Новая иконография» составляют произведения Дюрера на религиозные, аллегорические и светские темы, в которых он решал самые разные задачи — от изображения человеческого тела до разработки монументальных декоративных композиций. Вершиной творчества Дюрера стали «мастерские гравюры» — «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия».
Раздел выставки, посвящённый гравюре «Носорог», рассказывает о том, как художественный образ порой оказывается сильнее реальной действительности. Дюрер, ни разу не видевший живого носорога, сумел создать такую гравюру, которая ещё до середины XVIII века являлась образцом для изображения животного как в художественной сфере, так и в научной литературе — даже несмотря на неточности в деталях и на то, что за последующие два с половиной века носорогов на континент привозили как минимум трижды.
Творчество Дюрера оказалось необычайно притягательным как для его современников, так и потомков. На выставке также показаны предметы декоративно-прикладного искусства — витражи, деревянные рельефы и камеи, выполненные по произведениям великого художника. Экспозицию дополняют точные копии, заимствования и переосмысления дюреровских работ, созданные в разные века.
Последний раздел выставки — «Под знаком Дюрера» — посвящён влиянию мастера на искусство XVI — начала XX века. В него также войдут произведения, где главным героем становится сам художник.
Графика очень чувствительна к свету — показывать гравюры и рисунки можно очень непродолжительное время. Поэтому выставку ждёт обязательная ротация: в конце июня одни листы на экспозиции сменят другие, и посетители смогут увидеть существенно обновлённый проект. Вместе с этим такая ротация позволит представить вниманию зрителя все важнейшие произведения Альбрехта Дюрера.
Часть 1: с 10 апреля по 23 июня 2024 года.
Часть 2: с 26 июня по 15 сентября 2024 года.
Кураторы выставки — научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков Светлана Викторовна Мурашкина и хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV–XVIII веков Наталья Сергеевна Сэпман.
Информация (на 10.04.2024):
Культурно-просветительский центр Эрмитаж-Урал.
Адрес: город Екатеринбург, улица Вайнера, дом 11.
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00. Понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:
Сайт – https://i-z-o.art
Телефон: + 7 (343) 290-90-26