С 21.10 до 10.12.2023 в Санкт-Петербургском государственном музее «Царскосельская коллекция».
Санкт-Петербургский музей «Царскосельская коллекция» представляет выставку «Валентин Громов. Живопись. Графика».
Валентин Владимирович Громов (1930 – 2022) – родился в Ленинграде, занимался живописью в изостудии Дворца пионеров у Соломона Левина (1946), где «научился любить импрессионистов». В 1947 году поступил в СХШ, откуда был изгнан из предпоследнего класса. Учился классом младше Александра Арефьева и примкнул к группирующимся вокруг него художникам. Окончил (1961) Московский заочный полиграфический институт по отделению книжной графики, работал декоратором, колористом, корректором по печати.
«В моторике рисующего жеста (то дерзко размашистого, то бережного), в контрастах фактуры, в столкновении брутально окрашенной поверхности с беглой прорисовкой деталей проявляется у Громова особая взрывчатая раскованность, тонкость и сила чувства. Живописная оркестровка громовских холстов сродни джазовой импровизации – спонтанной и внутренне выверенной. Сегодня трудно представить, каким вызовом официозу послевоенных десятилетий была свобода подобной живописи.
Решительность пластических обобщений у Громова удивительным образом сохраняет и как бы концентрирует характерность узнаваемого предметного ряда: слепые бетонные углы, убогие, сбитые наспех, дачные сарайчики, кривые грядки приусадебных участков на истерзанных пустырях городских предместий. То, что знакомо до головной боли, то, что минуешь взглядом как позор и ничтожество, открывается взгляду художника в причастности красоте и поэзии.
В пограничной полосе городских окраин, среди складов и свалок, лоскутных огородов и дачных времянок, Громов чувствует поэзию соприкосновения горожанина с миром природы. В тяге художника к мотивам «окраины» опознаются общие для послевоенного неореализма отторжение современного города, жажда подлинных ценностей жизни. Громовские пустыри – мир счастливой мальчишеской безнадзорности, нищей романтики. Неустроенность жизни и обостренное чувство ее бесценного дара присутствуют в живописи Громова как лирическое исповедание послевоенной России.
При этом ближайшие ориентиры громовской живописи отчетливо французские: постимпрессионистские и фовистские по преимуществу. Колористическая активность, раскованный артистизм исполнения, органичность пластической реализации – эти качества французской традиции придают живописи Громова характерную изысканность и легкость.
Восхищенность красотой жизни, чувство тайной значительности проживаемого времени – нерв искусства Громова. Не случайно такое весомое место в его творчестве занимают образы праздника, досуга, игры — заповедные сферы прорыва рутинного течения жизни. Театр, городской пляж – сюжеты, к которым обращается художник в течение многих лет.
Театральные сцены Громова – мир сверкающего радостного зрелища. Оно царит на сцене, разлито в атмосфере театрального фойе. Слоноподобные матроны отстегивают копыта-боты, суетятся у зеркал с оживленностью наивных провинциалок. Но гротескная их характеристика мимолетна. Существенной и значительной остается у Громова живая радость происходящего».
Михаил Иванов
Открытие выставки – 21 октября в 14:00.
Информация (на 16.10.2023):
Санкт-Петербургский государственный музей «Царскосельская коллекция».
Адрес: город Пушкин, Санкт-Петербург, Магазейная улица, дом 40/27.
Время работы: четверг с 11:00 до 19:00, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 17:00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Стоимость билетов – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Телефон +7 (812) 466-04-60.