С 20.05 до 04.09.2022 в Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.
В Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки открывается выставка «Дейнека. Графичное время».
«Те принципы, которые я вкладываю в графику, вкладываются и в монументальную живопись – в этом нет ничего плохого. Важно только учитывать, чтобы одни произведения могли смотреться как книжки, другие как стенопись. Я считаю, что целый ряд законов существует и определяет как раз эти графические моменты стиля. Я думаю, что наше время, по существу, более графическое, чем живописное.
Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники и т.д. Поэтому на сегодня я занимаюсь графикой больше, чем живописью. Я все-таки стою на позиции антистанковой.
Я считаю, что это правильно, потому что картина станковая — это ограниченное понятие о золотой раме в полтора метра или больше. Для нас это слишком маленький размер и по объему, и по тиражу» – говорил Александр Дейнека.
Подобная аргументация использовалась представителями разных художественных объединений 1920-1930-х гг. Сам Дейнека несколько лет был членом Общества станковистов, затем недолго – художественной группы «Октябрь», но оставался верен самому себе и никогда не изменял собственному взгляду на то, что нужно и как нужно изображать, собственному видению, собственному умению увязать художественную сторону с общественной и эта идея «графичности» оставалась с ним всегда.
Плацдармом для композиционных опытов стала графика как более легкая, а зачастую просто первичная, станковая форма. Не удивительно, что практически у всех острых в композиционном отношении живописных работ Дейнеки существует «графический прототип» – более или менее аналогичный авторский первоисточник – и иногда более интересный, чем живописный вариант.
Полемика о «графичности живописи» Александра Дейнеки преследовала его довольно долго, пока сама эта графичность не была признана неким элементом авторского стиля. Действительно, Дейнеку не интересовала живопись в её классическом виде с цветным подмалевком, слоями и лессировками. Часто набор цветов был ограничен, строго уравновешен, а цельность достигалась все же с помощью тона, не цвета. Такая живопись не сильно отличалась от цветной литографии, например, во многих работах продолжали играть активную роль именно графические атрибуты – контур, локальная заливка, черное и белое.
Стремление Александра Дейнеки к матовой поверхности, чтобы живопись была похожа на фреску, изначально не оставляло возможности приблизиться к сочности и импрессионистической экспрессии аля-прима, глушило цвет и придавало даже самым «живописным» работам ощущение графических техник: темпера, акварель с белилами, гуашь.
Информация (на 18.05.2022):
Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки – Выставочный зал.
Адрес: город Курск, улица Радищева, дом 85.
Время работы: вторник – воскресенье с 09:00 до 17:30, понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения галереи и стоимости билетов:
Телефон: + 7 (4712) 58-55-91.