Формирование первого государственного фонда предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства – историческое событие, которое определяет образ России будущего. Предметный дизайн XX-XXI веков позволяет сохранить память о времени.
27 января 2022 года во Всероссийском музее декоративного искусства состоялся закрытый показ «DAM дизайн» в рамках выставки «Вещь! Предметный разговор». Демонстрация первых объектов фонда предметного дизайна музея в форме инсталляции «DAM дизайн» позволила заглянуть в будущее.
Фонд начал формироваться в сентябре 2021 года и уже сегодня насчитывает около 100 предметов современного российского дизайна и советского времени.
Поступления в фонд предметного дизайна представили директор музея Елена Титова, руководитель Центра моды и дизайна Наталья Логинова и заведующий сектором предметного дизайна музея, кандидат наук по искусству и дизайну Артём Дежурко. На мероприятии присутствовали дизайнеры и коллекционеры, производственники и редакторы профильных изданий, представители бизнес-сообщества.
Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства:
«Мы не просто сохраняем материальную культуру разных эпох, мы показываем эволюцию стилей, художественных открытий в декоративном искусстве. Декоративное искусство и дизайн формирует эстетическую среду. Мы окружаем себя предметами, у каждого из которых есть история создания, авторство. Лучшие из этих предметов попадают в музей.
По этой коллекции будут изучать яркие явления культуры, самые успешные проекты нашего времени, примерно также, как сейчас мы имеем возможность изучать экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну» в нашем музее.
Среди приоритетов коллекции – работы дизайнеров, отмеченные международными премиями, инновационные для своего времени. Сегодня первая государственная музейная коллекция дизайна пополняется, в том числе, благодаря дизайнерам, любителям дизайна, коллекционерам».
изображения не найдены
Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства:
«Мы собираем те же вещи, что и исторические и политехнические музеи. Но смотрим на них иначе. Наша задача – вывести их из контекста истории быта и истории науки и технологий и поместить в контекст истории искусства и дизайна. У нас специфические критерии отбора. Мы в первую очередь хотим брать в коллекцию предметы, о которых знаем, кто их автор. Затем — применительно к предметам прошлого — нам важно, упоминаются ли они в академических публикациях по истории дизайна и насколько часто упоминаются.
Если говорить о современных предметах, нам важнее всего, получали ли они премии на недавних конкурсах дизайна, участвовали ли в международных выставках, были ли о них публикации в авторитетных мировых изданиях. Конечно, мы берём в коллекцию предметы, которые побеждают в национальном конкурсе «Придумано и сделано в России», который регулярно проводит наш музей».
Артём Дежурко, заведующий сектором предметного дизайна Всероссийского музея декоративного искусства:
«История дизайна коротка. Это XX-XXI века. И роль России в этой истории исключительно важна. Русский конструктивизм – один из истоков мирового дизайна. Промышленный и графический дизайн, дизайн одежды давно находятся в сфере интересов художественных музеев в разных странах. Как ни удивительно, Россия, чей вклад в мировую историю дизайна исключительно ценен, до недавнего времени столь же исключительно мало делала для его музеефикации».
В ближайших планах Всероссийского музея декоративного искусства организация дизайн-лаборатории для дизайнеров, где будет предоставлена возможность работать с предметным и fashion-наследием, хранящимся в музее для создания сделать новых работ, запуск нового направления развития музея в области моды и формирование коллекции моды последних десятилетий, а также проведение 3-го конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России».