Четверг , 5 декабря 2024

Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Исследовательско-консервационный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пушкинский музей при поддержке LG SIGNATURE завершил проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Результаты исследований дали возможность реконструировать этапы работы художника над полотном, понять технологию его создания, а также выявить деструктивные процессы, влияющие на состояние сохранности произведения. За этапами изучения картины можно следить на сайте проекта, где будет публиковаться серия видео «Дневник реставратора» и «Диалоги о творческом пути и работе Ван Гога». 

 

Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур» 1988. Предоставлено: ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур» 1988. Предоставлено: ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Картина Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» – одна из важнейших работ в творчестве художника и единственное произведение, покупка которого при жизни мастера подтверждена документально.

Этот шедевр – свидетель драмы художника и его попыток преодоления кризисной ситуации. Ван Гог создал его в ноябре 1888 года в диалоге с собственными воспоминаниями во время творческого партнерства с Полем Гогеном, обернувшегося трагедией. Картина сопровождала мастера в его скитаниях по Арлю перед переездом в госпиталь Сен-Реми, а затем была выбрана им лично для показа на выставке «Общества двадцати» в Брюсселе, последней в жизни художника. Здесь в январе 1890 года ее и купила художница Анна Бох, знавшая ван Гога лично. Из ее собрания «Красные виноградники» в 1906 году переместились на парижский художественный рынок.

В 1909 году ее приобрел московский коллекционер Иван Морозов. С 1918 года эта работа стала частью собрания Государственного музея нового западного искусства. В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина картина находится с 1948 года, здесь в 1951-м она прошла основательную реставрацию. С этого времени она практически не покидала стены музея. Сегодня это одно из центральных произведений в экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Картина «Красные виноградники в Арле. Монмажур» всегда находилась под пристальным вниманием специалистов Пушкинского музея, однако прежде никогда не изучалась настолько подробно. Впервые были проведены масштабные комплексные технико-технологические исследования произведения, в рамках которых специалисты изучили морфологические особенности холста, набор и степень повреждения волокон нити, произвели рентгенофлуоресцентный анализ поверхности красочного слоя, определили химический состав грунта и красочного слоя и состав микрообразцов воско-смоляной мастики и пожелтевшего осетрового клея.

Исследования осуществлены при участии специалистов кафедры высших растений биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного научно-исследовательского института реставрации и научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства.

Работы по реставрации рамы включали в себя как профилактические мероприятия, такие как укрепление грунта и позолоты, удаление стойких поверхностных загрязнений, так и эстетические – исправление потемневших тонировок, восполнение утраченных фрагментов резного декора, утрат грунта и позолоты, тонирование и покрытие лаком.

В процессе консервации картины укреплены участки с угрозами осыпей красочного слоя, а также с поверхности полотна удален старый потемневший реставрационный клей.

Благодаря проведенным технико-технологическим исследованиям, а также реставрационным и консервационным работам состояние сохранности произведения стабилизировалось. Специалистам музея удалось остановить медленное разрушение картины, определить его первопричины, укрепить опасные места и предотвратить возможные риски. Устранение следов предыдущей реставрации улучшило эстетические качества произведения. Завершенная консервация и новые сведения о картине позволят экспонировать ее без опасения за состояние холста и красочного слоя, что даст возможность показать ее на выставке «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» (27 июня – 30 октября, 2022, ГМИИ).

 

изображения не найдены

 

Процессы исследования и реставрации картины будут представлены в четырехсерийном документальном фильме «Тайна «Красных виноградников», который создается брендом LG SIGNATURE. Первые две серии уже доступны на платформе IVI.

Режиссером фильма стал Иван Вдовин, обладатель награды Международного фестиваля производителей рекламы в Каннах (2018) и автор таких документальных работ, как «Закура», «Who is Russia. Sakhalin», «Страх и трепет». Мультимедийный проект LG SIGNATURE полностью соответствует задачам цифрового направления национального проекта «Культура» и отражает социальную миссию проекта – популяризировать искусство с помощью новых технологий.

 

Смотреть еще

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Культурный центр Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург.

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 09.07 до 04.08.2024 в Левашовском хлебозаводе, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *