Изготовитель свитков, «потомок английской королевы» и писатель-фантаст: кто охраняет Ивановскую горку.
Всех этих людей объединяет одно – все они причастны к Ивановской горке. Именно этому району столицы молодой фотограф Даша Каретникова посвятила выставку под названием «Неосторожно окрашено. Хранители Ивановской горки», которая проходит в Центре Гиляровского.
В чем секрет ее названия, чем девушку привлекло это место и кто его герои, читайте в материале МОСГОРТУРа.
Даша Каретникова. Неосторожно окрашено. Хранители Ивановской горки.
С 30.01 до 24.02.2019 в Центре Гиляровского.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2019/01/neostorozhno-okrasheno-hraniteli-ivanovskoy-gorki/
Журналистика vs фотография
Первый раз Даша взяла в руки мыльницу, когда ей было семь. В школьные годы она снимала одноклассников, бездомных собак в Бибирево, так как считала, что «это круто – все же фотографируют собак» и концерты, поскольку ее мама – музыкант. «Я обожаю снимать музыкантов, когда они играют. Мне кажется, только тогда их и надо снимать», — говорит девушка.
Даша окончила журфак МГУ и собиралась работать по специальности. На изменение планов сподвигла стажировка в главном институте коммуникаций Бельгии IHECS – его преподаватель, фотограф агентства VU Брижит Гринье, убедила девушку в том, что фотография может быть профессией.
К своим двадцати двум Даша успела принять участие в нескольких выставках. Первая, «Лица Европы», прошла в 2016 году в одном из московских антикафе. В 2017 году, во время стажировки в Бельгии, девушка снимала Моленбек – мусульманский анклав в Брюсселе, и Андерлехт – район, который связывает этот анклав с Южным вокзалом. Эти работы стали частью ее второй выставки.
Сейчас Даша учится на первом курсе в Школе Родченко в мастерской Игоря Мухина. На одном из вступительных испытаний он предложил поснимать натюрморты. Именно это стало отправной точкой ее нового проекта и третьей выставки.
Город в городе
Идея снимать Ивановскую горку появилась у Даши два года назад. Свою любовь к этому месту она объясняет просто: там живет ее молодой человек и недалеко находится редакция издания, в котором она работала.
Изначально девушка собиралась снимать стены.
«Появляется тэг, через два дня его закрашивают, и получается заплатка интересной формы и цвета. А поскольку коммунальщики в этом районе действуют очень оперативно, заплатки меняются и накладываются друг на друга очень быстро. Хотелось задокументировать эти изменения», — делится она.
Изразцы на фотографиях появились так: «Когда появилось задание Игоря Мухина, я решила снимать уличные натюрморты, используя изразцы, стекло и другие предметы старины из коллекции моих друзей», — рассказывает Даша.
И только потом появилась идея фотографировать людей. «Я решила снимать тех, кто искренне любит Ивановскую горку, кому не все равно, что происходит с районом», — поясняет фотограф.
Неосторожно окрашено
Выставка в Центре Гиляровского – первая выставка Даши с постановочными фотографиями. «Этот подход совершенно мне не свойственен. Я себя дико ломала, когда снимала проект, потому что люблю, когда человек не знает, что его фотографируют, — признается она. — Но поскольку я делала его в полнейшей эйфории и любви к месту, я поняла, что мне подходит такой язык, чтобы рассказать, что я чувствую».
Даша начала работу над проектом летом прошлого года и планировала снимать еще года два-три, но друзья и коллеги убедили ее, что показать работы нужно уже сейчас, потому что work in progress («незавершенная работа») – тоже формат.
Как-то во время съемок Даша увидела на стене надпись «неосторожно окрашено», а потом заметила ее и в других местах.
«Сначала я просто улыбнулась этой забавной игре слов и прошла мимо. Но потом стала замечать, что все надписи – на ровных пастельных прямоугольниках и квадратах, и не понятно, кто их создает – коммунальщики с художественным вкусом или художники, — размышляет фотограф. — Я искала этих людей в соцсетях, но не нашла».
Дашу удивило расположение надписей.
«Кажется, автор знал границы именно Ивановской горки, а не условного “Китай-города” – надписи встречаются исключительно в границах района. Я поняла, что лучшего названия для проекта не придумаю, плюс, возможно, присвоив надпись в качестве названия проекта, найду этих художников, и они станут моими героями», — надеется фотограф.
Хранители горки
В экспозицию вошло 32 фотографии. На многих из них – люди, но автор подчеркивает, что эта история не столько про героев, сколько про место. «В этом проекте стены, герои и артефакты равны», — говорит Даша.
Хранители горки – люди, которым небезразличен район, и неважно, они там живут, работают или просто гуляют. «Я знаю, если здесь будут что-то сносить, эти люди придут, встанут и даже лягут», — уверена девушка.
Игорь Белый
Первым Дашиным героем стал владелец книжного магазина в Хохловском переулке. Они познакомились на музыкальном фестивале. «Я услышала, как Игорь поет песню на стихи Седова под названием «Китай-город». Я тогда, кстати, была еще не в курсе, что Китай-город – не Ивановская горка, и очень прониклась к тексту», — говорит фотограф. Через друзей Даша нашла его номер и предложила стать ее героем.
На снимке Игорь Белый стоит между фасадами двух зданий в Хохловском переулке. «Владельцами этих зданий были купчиха Кондратьева и капитан Алабов. Они поспорили, кому принадлежит это место – судебная тяжба тянулась с 1829 года, и вот уже почти двести лет угол ничей», — рассказывает фотограф.
Николай Аввакумов
Существует поговорка: «На Ивановской горке нет Бога, кроме Гиляровского, и Николай Аввакумов пророк его». Он – главный хранитель этого места.
На снимке Николай лежит на дореволюционной брусчатке. Он стал первым, кто запостил ее фото, когда минувшим летом вскрыли асфальт в Хитровском переулке. «Я пришла с простынкой, на которую хотела положить Колю, а он – с веником, чтобы подмести брусчатку», — смеется Даша.
Николай – архитектор, скульптор и реставратор. Когда он узнал, что в доме № 11 по Подколокольному переулку, где он живет, собираются проводить ремонт, он попросил официальное разрешение на реставрацию этого дома, чтобы следить за качеством и иметь возможность проводить собственные реставрационные работы.
Если Николай видит, что где-то на горке идет реставрация, он просит разрешить ему сделать, например, зондаж кирпича, чтобы открыть людям кусок исторической стены.
Михаил Чернышов
Михаил – директор галереи-музея «Память». Он собирает антиквариат. «Это человек, который знает все про подземную Москву и неравнодушен к разрушению зданий, — рассказывает Даша. — Для него Ивановская горка – Москва детства, которую он старается сберечь».
Снимок сделан в Хохловском переулке. «Скорее всего, это флигель усадьбы. Сейчас там заколочены окна и осыпаются стены. Мне показалось, это идеальное место именно для этого героя», — поясняет фотограф.
Алла Владимировна
Алла Владимировна – самый старый житель дома Голосова. Она попросила Дашу перевести ее через Подколокольный переулок – Алла Владимировна почти ничего не видит. «Она начала мне рассказывать про жителей этого известного дома. Я поняла, что это тоже человек места», — делится фотограф.
Даша решила, что снимок женщины должен быть сделан напротив дома, где та живет уже пятьдесят лет. После этой встречи Даша ненадолго уехала, а потом узнала, что Алла Владимировна ее искала, чтобы напоить кофе. «Это безумно гостеприимный человек, которого я всегда рада навестить», — признается девушка.
Потомок королевы Виктории
Встреча Даши с этим героем состоялась вскоре после знакомства с Аллой Владимировной. «Я купила кефир и села на лавочку у дома Голосова, где сидел человек с палкой и советским походным рюкзаком», — рассказывает фотограф.
Увидев фотоаппарат, мужчина заявил: «Я предоставляю фотографии для прессы только за деньги». Даша ответила, что не собирается его фотографировать, и попросила рассказать о себе. «Он начал говорить, что он философ и у него родственники в администрации президента. Я не была готова к такому повороту», — смеется девушка.
Беседу прервал случайный прохожий, спросивший дорогу к Курскому вокзалу. «Я поворачиваюсь, а человека с палкой уже нет. Вдруг вижу – вниз по Яузскому бульвару мелькнул рюкзак. Я – за ним. Мужчина начал рассказывать, что все его обижают, и он «у жизни под конвоем», — говорит Даша.
Когда они проходили мимо посольства Австралии, девушка стала думать, что бы ей сделать, чтобы философ разрешил его поснимать. «У меня на шее висел кулон из перламутра. Я предложила его в обмен на фото. Сначала мужчина замялся, растрогался, а потом указал на посольство и заявил: «Вообще-то я потомок королевы Виктории», — рассказывает Даша.
Когда загадочный герой понял, что от настойчивого фотографа ему никуда не деться, он снял очки, позволил сделать один кадр и ушел, оставив кулон его хозяйке. «Потом местные рассказали мне, что он так представляется часто.
Почему-то он мне показался типичным хитрованским персонажем из книги Гиляровского «Москва и Москвичи», — делится Даша.
Илья и Катя
Илье фотограф обязана тем, что начала обращать внимание на московскую археологию. Он считает себя в этом вопросе любителем, а Даша его – одним из главных специалистов в Москве. Кроме того, он писатель-фантаст.
С Ильей она познакомилась на градозащитной акции против сноса доходных домов старого Зарядья, где он был с женой Катей и сыном Васей. В тот день Даша снимала репортаж.
Катя тоже не равнодушна к горке. Фотография девушки разместилась на выставке рядом с изразцом с птицей. «Илья зовет Катю колпицей – это птица, похожая на аиста. Я хотела рассказать на выставке, почему Илья ее так называет, но он сказал, что «Колпица застенчивая», — улыбается Даша.
Александр Свитки
С Александром Дашу познакомил Игорь Белый. Сначала Александр работал налоговым инспектором – «ходил и пугал народ Ивановской горки», а потом решил стать дизайнером и художником. Теперь у него мастерская – он изобрел свою технологию состаривания бумаги и делает стилизованные под старину свитки.
Александр давно хотел открыть мастерскую в этом районе и наткнулся на объявление о сдаче помещения на Хохловке. «Мне кажется, он вписывается в эту атмосферу как мастер, который мог бы здесь работать и в XVIII, и в XIX веке.
Вообще я старалась ловить ощущение вневременья – на мой взгляд, все эти люди могли бы здесь жить и сто, и двести лет назад», — фантазирует фотограф.
Даша Каретникова собирается продолжить работу над проектом.
«Это далеко не все герои Ивановской горки. Просто людям холодно позировать зимой», — говорит она.
Увидеть героев Ивановской горки и ее артефакты можно в Центре Гиляровского до 24 февраля.
Фото предоставлены Дашей Каретниковой и Музеем Москвы
Автор фото Даши – Марина Жукова
Автор текста: Алена Рангаева