С 12.07 до 27.08.2024 в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.
В Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге открывается выставка «Посланники Христа. Святые апостолы Петр и Павел».
Выставка представляет экспонаты с изображениями апостолов Петра и Павла из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) и Музея христианской культуры (МХК). Для экспозиции выбраны наиболее яркие и интересные с художественной и исторической точки зрения памятники изобразительного искусства разных эпох и стран: Византии, России и Западной Европы.
Апостолы Петр и Павел считаются главными столпами христианской церкви, способствовавшими распространению и утверждению христовой веры. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — один из первых храмов Северной столицы России — неслучайно посвящен апостолам Петру и Павлу.
По воле императора Петра Великого небесным покровителем нового города был избран святой Петр. В иконостасе Петропавловского собора по обе стороны от образов Христа и Богоматери установлены иконы Петра и Павла.
Традиция совместного почитания и изображения апостолов Петра и Павла берет свое начало еще во времена античности и продолжается на протяжении последующих столетий и на католическом Западе, и на православном Востоке.
Представленный на выставке реликварий времен Византийской империи (МХК) отсылает к раннехристианской традиции изображения апостолов. Он использовался для хранения святых мощей и реликвий. На каменной поверхности саркофага вырезаны сюжеты евангельской истории. Его фронтальная часть представляет образы Петра и Павла. Между апостолами располагается крест с кольцевидным навершием. Здесь облик апостола Павла еще далек от привычного нам образа святого.
Примером западноевропейской канонической интерпретации образов святых Петра и Павла служат работы великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (МХК), выполненные для церкви Ордена капуцинов в Антверпене. Две парные барочные картины «Святой Петр» и «Святой Павел», созданные после 1614 года, располагались по сторонам главного алтаря церкви.
Святые изображены в полный рост. Петр в правой руке, поднятой вверх, сжимает один ключ, в опущенной левой руке — держит другой ключ. Павел опирается двумя руками на меч, символ его мученичества. Примечательно, что позы святых, изображенных Рубенсом, вызывают ассоциации с позами главных философов в знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа».
Позднее эти две картины Рубенса хранились в частных собраниях в Нидерландах и Германии, с 1978 года — в известной коллекции Барбары Пясецкой Джонсон (США — Франция). В 2014 году они были приобретены для Музея христианской культуры в Петербурге.
На выставке представлен уникальный исторический памятник — походный иконостас императора Александра I (ГМИ СПб), хранившийся в ризнице Петропавловского собора. Он напоминает о русской традиции размещения в деисусном ряду иконостаса образов апостолов Петра и Павла. В данном случае святые Петр и Павел изображены среди других апостолов.
Походный иконостас сопровождал императора Александра I в заграничном походе 1813—1814 годов. После окончания войны походная церковь была передана в Петропавловскую крепость. В разные годы переносной иконостас использовался для проведения богослужений в церкви Комендантского дома, а также, устанавливался для совершения служб в палатке на плац-параде крепости во время ремонтных работ в Петропавловском соборе. Иконостас выполнен в редкой технике — живопись на шелке. Эта работа приписывается мастерам круга Оружейной палаты последней четверти XVII века.
Наиболее характерный вариант иконографии, который использовался в церковном искусстве на протяжении многих веков, представляет в экспозиции русская икона «Апостолы Петр и Павел» (МХК), датируемая второй половиной XIX века. Ее композиция восходит к традиционной схеме: святые представлены на ней в рост, в легком повороте друг к другу.
Рядом демонстрируется другой образ «Апостолы Петр и Иаков Зеведеев» (МХК) первой половины XIX века, который, напротив, отличается необычной иконографией. Здесь апостол Петр изображен не рядом со святым Павлом, а вместе с апостолом Иаковом Зеведеевым. Не характерно и двухъярусное построение композиции иконы.
Представленные на выставке произведения дают неполный, но яркий срез религиозной изобразительной культуры, посвященной основателям христианской церкви.
Информация (на 07.07.2023):
Петропавловская крепость, Санкт-Петербург — Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница.
Ближайшая станция метро «Горьковская».
Вход на выставку по билету на посещение Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы или по единому билету на посещение музейных объектов Петропавловской крепости.
Подробнее о порядке посещения музея и его филиалов, а также о стоимости билетов:
Сайт – https://www.spbmuseum.ru
Телефон: +7 (812) 230-64-31.