Среда , 4 декабря 2024

Первая мировая: Взгляд с фронта.

С 18.07 до 28.08.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге открывается фотовыставка «Первая мировая: Взгляд с фронта» из собрания Историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» (г. Волгоград).

Это первый выставочный проект, представленный музеем-заповедником в Санкт-Петербурге. Выставка включает около 50 фотографий из архива С. Б. Лебедюка, внука участника Первой мировой войны и военного фотографа П. И. Кардемского.

Архив представляет собой коллекцию уникальных фотографий с Юго-Западного фронта Первой мировой войны, отправленных Павлом Ивановичем Кардемским своей невесте Александре Ивановне Ронжиной. С 1993 года по настоянию Сергея Борисовича Лебедюка он хранится в волгоградском музее. Выставка приурочена к 110-летию начала Первой мировой войны (28 июля 1914 г.).

П.И. Кардемский родился 1 августа 1888 года в г. Котельнич Вятской губернии в семье псаломщика. Образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1909 году он был призван на военную службу и зачислен рядовым в 17-й стрелковый полк. В марте 1913 года П. И. Кардемский был уволен в запас. Боевая биография П. И. Кардемского началась в июле 1915 года, когда он был зачислен младшим офицером в 9-ю роту 40-го пехотного Колыванского полка.

В рядах 40-го Колыванского полка П. И. Кардемский принимал участие во многих крупных сражениях Первой мировой войны, в том числе в знаменитом Брусиловском прорыве летом 1916 года и Июньском наступлении 1917 года.

За отличия в боях в декабре 1915 года П. И. Кардемский был награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом, в феврале 1916 года – орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом, а в сентябре 1916 года – орденом Святого Станислава II степени с мечами. 10 февраля 1917 года был произведен в поручики, а 29 мая 1917 года прикомандирован к штабу 10-й пехотной дивизии на должность командира комендантской роты. После Октябрьской революции 1917 года 10-й Колыванский полк был расформирован.

Военная фотография, которой увлекался П. И. Кардемский, появилась в период Крымской войны, но стала массовой во время Первой мировой войны. В каждом полку русской армии был свой фотограф. Как правило, военные фотографы имели обер-офицерский или штаб-офицерский чин.

В период Первой мировой войны зародился жанр фоторепортажа. Специфической чертой военного фоторепортажа начала XX века было сравнительно малое количество батальных сюжетов. Предпочтение отдавалось быту солдат и офицеров. Наиболее распространенными сюжетами военной фотографии периода Первой мировой войны были групповые снимки офицеров, солдат, фотографии военных частей, военной техники и оружия, госпиталей и раненых, сестер милосердия, военных молебнов, священников. Военные фотографы делали как постановочные, так и документальные фотографии.

Кроме выполнения работы фоторепортера военные фотографы фиксировали расположение и вооруженную мощь противника, проводили личную фотосъемку. Личные фотографии для военных были очень востребованной услугой, которую выполняли военные фотографы. Для родных и близких получить фотографию с фронта с изображением их отцов и сыновей было большой радостью. Военные фотографии содействовали патриотическому подъему в России. Они были документальным свидетельством происходящих событий.

На выставке в Музее можно будет увидеть как личные фотографии П.И. Кардемского, примечательно, что одна из них сделана с применением фотомонтажа и представляет собой пять изображений фотографа в разных ракурсах, так и постановочные снимки солдат и офицеров на фоне разных локаций: в лесу и около землянок, на пасеке, в окружения сестер милосердия, около военного госпиталя.

Чрезвычайно интересными являются фотографии молебнов перед боями. Русская армия всегда отличалась веротерпимость, поэтому в объектив фотографа попали не только православные священники, но и молитва на мусульманском празднике Курбан-байрам, мусульманский полк на марше. Кстати, в годы Первой мировой войны в русской армии насчитывалось 100 имамов и представителей других конфессий и религий. Особое место на выставке занимает репортажная фотография со сценами атак, работы артиллерии и подготовки оборонительных рубежей.

Информация (на 16.07.2024):

Государственный музей истории религии.

Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы:

Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.

Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.

Среда – выходной день.

Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов:

Сайт – http://gmir.ru

Телефон: +7 (812) 315-30-80.

Смотреть еще

Саратов Выставка Огонек Жизнь как праздник Радищевский музей

Огонек. Жизнь как праздник.

С 05.09 до 06.10.2024 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *