Воскресенье , 28 апреля 2024

Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла.

С 21.12.2023 до 24.03.2024 в Фонде IN ARTIBUS.

В Фонде IN ARTIBUS открывается выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла».

Фрэнсис Хаскелл (1928-2000) – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.

Его классические труды «Меценаты и художники», «Вкус и античность», «История и ее образы: искусство и интерпретация прошлого» давно стали хрестоматийными для искусствоведов разных стран, а в прошлом году появился наконец и русский перевод последней книги Хаскелла «Эфемерный музей», доработанной и подготовленной к публикации уже после смерти ученого.

Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с Россией. Его отец Арнольд Хаскелл — знаменитый балетный критик и директор Королевской школы балета, близко друживший с А. Бенуа, М. Ларионовым, В. Нувелем и другими участниками «Дягилевских сезонов», написал первую в истории книгу о Сергее Дягилеве и русском балете, и как он сам говорил, выбрал в жены «конечно же русскую, хоть и не танцовщицу».

Ученый последовал примеру отца и в 1965 году женился на Ларисе Салминой, сотруднице Государственного Эрмитажа и специалисте по итальянскому рисунку. Они познакомились в Венеции во время Биеннале 1962 года, где Салмина была комиссаром советского павильона. Вскоре после этого пара перебралась в Оксфорд, там Хаскелл стал профессором в университете, а Лариса Салмина-Хаскелл — хранителем музея Эшмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

За долгие годы совместной жизни, работы и путешествий Хаскеллы собрали коллекцию гравюр XVI-XIX веков, в которой личный вкус и человеческие связи ученого явно преобладают над стремлением собрать эстампы определенного периода или  определенной национальной школы.

Хаскелл любил Италию, прежде всего ее Север и Рим, и большинство его эстампов итальянские или связаны с Италией. Среди имен граверов, представленных в его коллекции, выдающиеся мастера резцовой гравюры — Маркантонио Раймонди, Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори, воспроизводившие оригинальные композиции художников Возрождения.

Также в его собрании выдающиеся мастера более позднего времени — Сальватор Роза и Джованни Пиранези. Даже голландские и фламандские гравёры представлены в его собрании преимущественно работами, вдохновлеными итальянской природой и колоритом ее сельской жизни.

Наставляемый кумирами своей научной юности – Николаусом Певзнером и Рудольфом Виттковером, Хаскелл начал на рубеже 1950-х карьеру историка искусства с изучения и открытия захватывающей и экстравагантной красоты итальянской барочной живописи XVII века, преданной забвению на протяжении предыдущих ста с лишним лет. И лучшие из листов в его «гравюрном кабинете» принадлежат именно к этому периоду и связаны с римским кругом художников-современников Джованни Кастильоне и Пьетро Теста.

Столь же примечательна в собрании и подборка британской карикатуры и журнальной иллюстрации. Для Хаскелла это не просто излюбленный национальный жанр, но и отклик его научных занятий социальной историей искусства, одним из отцов основателей которой, он стал.

Возможность показать в Москве гравюры из коллекции знаменитого британского историка искусства Фрэнсиса Хаскелла возникла благодаря Ильдару Галееву, московскому коллекционеру и основателю «Галеев-галереи», которому на протяжении 2014-2022 годов вдова британского ученого безвозмездно передала это собрание.

Информация (на 07.12.2023):

Фонд «IN ARTIBUS».

Адрес: Пречистенская набережная, дом 17 (вход с Курсового переулка).

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы выставки: вторник – пятница с 11:00 до 20:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые — 300 рублей, дети от 7 до 17 лет и студенты — 150 рублей, для пенсионеров — вход свободный.

http://inartibus.org

Смотреть еще

Фонд IN ARTIBUS Выставка Рисунки Владимира Вейсберга

Рисунки Вейсберга.

С 15.09 до 30.10.2022 в Фонде IN ARTIBUS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *