Четверг , 5 декабря 2024

Закат в сто сорок солнц.

С 10.11.2023 до 24.03.2024 в Доме-культуры ГЭС-2.

В Доме культуры «ГЭС-2» открывается проект «Закат в сто сорок солнц», посвященный космосу как пространству мечтаний и надежд, разочарований и отчаяний.

Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920): энергичное и даже дерзкое описание встречи поэта со светилом в чуть измененном виде приобретает слегка меланхоличный оттенок — как и неслучившаяся советская космическая утопия.

Если в 1960-е космос казался как никогда близким и понятным, то сегодня он вновь стал далеким и неизведанным. Мы по-прежнему в начале пути, о котором веками мечтал человек. Наши представления о космосе фрагментарны, и нелинейное повествование «Заката в сто сорок солнц» подчеркивает эту неполноту, невозможность объять необъятное звездное небо.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Андрей Василенко, куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»:

«Космос как многослойный нарратив, сотканный из фантазий и философских абстракций, религиозных концепций и онтологий, во все времена и во всех концах света занимал воображение людей. Выставка «Закат в сто сорок солнц» существует на пересечении двух дискурсивных полей.

Мы не рассказываем историю космоса в искусстве, а демонстрируем, как трансформировалось космическое воображаемое в СССР после триумфального запуска первого спутника Земли, и размечаем перспективы развития критического взгляда на космос, которые укоренены в противоречивой природе современности, — в пространстве конкурирующих мировоззренческих, политических и социальных установок».

Проект состоит из нескольких разделов, и каждый из них предлагает свой вариант осмысления космического.

«Наш век»

Здесь соцреалистические полотна — «Звездный час» Рубена Гевондяна (1942–2019), байконурские пейзажи Камиля Муллашева (р. 1944), холсты космонавта-художника Алексея Леонова (1934–2019) — встречаются с метафизическими экспериментами 1960–1980-х годов: работами Юрия Походаева (1927–2014), Михаила Ромадина (1940–2012) и с кинематографом гениального изобретателя спецэффектов Павла Клушанцева (1910–1999).

«Эскизы будущего»

Этот раздел рассказывает, каким видели космос художники – представители и наследники русского авангарда. Супрематисты и космисты работали на разных полюсах футуризма, и это хорошо видно в работах Казимира Малевича (1879–1935), Наталии Гончаровой (1881–1962), Георгия Крутикова (1899–1958), Василия Чекрыгина (1897–1922), группы «Амаравелла» (1923–1928) и других авторов.

«На краю утопии»

Эпилог проекта. Утопии не суждено было сбыться, космос остался непокоренным. О том, как это — потерять космос и жить «после утопии», размышляют Илья (1933–2023) и Эмилия (р. 1945) Кабаковы, Юрий Соболев-Нолев (1928–2002) и Франциско Инфанте-Арана (р. 1943).

Своего рода контрапунктом выставки выступают собранные в отдельном пространстве инсталляции и видеоработы, в том числе — созданные специально для выставки «Закат в сто сорок солнц»: «По направлению» (2023) албанского художника и драматурга Армандо Лулая (р. 1980) и «Космическая весна» (2023) Антона Ольшванга (р. 1965).

С ними полемизируют «Одна Вселенная, один Бог, одна нация» (2012) тайваньской художницы Ин-Ю Чен (р. 1977), «Афронавты» живущей в Нью-Йорке ганской художницы Нуотамы Фрэнсис Бодомо (р. 1988), «Параллели» (2000-е) Валерия Кошлякова (р. 1962). Они предлагают взглянуть на космос с непривычной точки зрения и задуматься о том, что значит звездное небо для каждого из нас.

Артем Тимонов, куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «Мы лишь предлагаем инструменты для понимания своего отношения к космосу, но не даем окончательных ответов. Наша выставка — азбука космического воображаемого».

Публичная программа к выставке «Закат в сто сорок солнц» включает в себя медиаторские туры, а также цикл обсуждений и лабораторий, посвященных взаимодействию техники и искусства. Кроме того, в Кинотеатре «ГЭС-2 Кино» состоятся показы научно-фантастических фильмов, посвященных прогрессу, космосу и всевозможным утопиям.

 

Рубен Гевондян «Звездный час» 1960. Предоставлено: Дом культуры «ГЭС-2».
Рубен Гевондян «Звездный час» 1960. Предоставлено: Дом культуры «ГЭС-2».

 

Информация (на 03.11.2023):

Дом культуры «ГЭС-2».

Адрес: Болотная набережная, дом 15.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: понедельник – воскресенье с 10:00 до 22:00.

Вход в музей бесплатный, по регистрации на сайте — https://v-a-c.org/ges2/ges-2-house-of-culture-opening-registration

 

Смотреть еще

Программа «Док индустрия» в рамках Beat Film Festival 2024. Дом культуры «ГЭС-2».

Программа «Док индустрия» в рамках Beat Film Festival 2024.

С 10.06 по 16.06.2024 в Доме культуры «ГЭС-2».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *