«Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века.

С 06.06 до 01.10.2023 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем под эгидой Комиссии по культуре Просвещения Научного совета РАН «История мировой культуры» впервые представит российскому зрителю историю знаменитых выставок современного искусства, регулярно проводившихся Королевской академией живописи и скульптуры в Париже.

В основе экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XVIII века, всего более 200 экспонатов. Посетители увидят произведения Ф. Буше, К. Ван Лоо, Ж.-Б. Грёза, Ж.Л. Давида, Н. Ланкре, К.Ж. Верне и других мастеров. Билеты на выставку можно приобрести на сайте музея, а также в кассах в день посещения. Спонсор выставки – ПАО «Транснефть».

Проект представляет историю Салонов XVIII века, где демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников, специально отбиравших свои работы для показа. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества.

Перед зрителем предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом. Многие экспонаты были специально отреставрированы для этого проекта, часть впервые будет показана с новой атрибуцией.

Благодаря «Салонам» Дени Дидро, у зрителя есть прекрасная возможность посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно «Салоны» Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют «сюжет» выставки.

Решение Людовика XIV о проведении в 1667 году первой публичной экспозиции работ членов Королевской академии живописи и скульптуры имело революционное значение для развития европейского искусства. Став местом рождения художественной критики, Салоны повлияли и на развитие вкусов коллекционеров, и на рынок искусства в целом.

На Салонах впервые появился единый принцип организации экспозиции (иерархия жанров), своего рода концепция; начали печататься каталоги, ставшие обязательным атрибутом почти всех этих экспозиций. Таким образом, на парижских выставках были заложены основные принципы, по которым до сих пор строится современная выставочная деятельность.

Настоящий проект охватывает разные этапы истории выставок Королевской академии живописи и скульптуры.

Открывает его раздел, рассказывающий о первых Салонах: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. На одной из стен воссоздана развеска, господствовавшая в Квадратном салоне в XVIII столетии. Инсталляция призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров.

Портрет дофина Людовика работы Луи Токке указывает на королевский патронаж: изображение короля или его родственников всегда занимало центральное место в экспозициях Лувра.

Верхние ярусы отведены большим религиозным и мифологическим композициям Л. де Булоня, П.Ж. Каза и К. Ван Лоо; на уровне глаз зрителя размещены картины небольшого формата Ж.-Б. Сантерра, Н. Ланкре, Ф. Буше и Ф. Дюмона, относящиеся к «низким» жанрам, – портреты, жанровые сцены и пейзажи, экспонировавшиеся на Салонах разных лет.

Чтобы дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на луврских выставках, кураторы включили в экспозицию картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством.

Экспозиция следующих залов посвящена знаменитым «Салонам» Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого и предназначались обзоры философа.

Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом. В разделе будут также показаны каталоги Салонов. Они представляли собой небольшой буклет с указанием имен художников и их произведений (без иллюстраций). Каталоги имели титульный лист, где вплоть до 1791-го говорилось о привилегиях, пожалованных королем Академии, а также указывались дата открытия и продолжительность Салона. На выставке в Пушкинском музее будут представлены экземпляры livrets XVIII века.

Продолжит экспозицию воображаемый кабинет философа, задуманный кураторами в качестве смыслового центра проекта. Насыщенное деталями описание кабинета в доме на улице Таранн в Париже, данное Дидро в сочинении «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», позволило в свободной форме воссоздать в музейном зале рабочее пространство мыслителя.

Этот раздел выставки расскажет о Дидро как о коллекционере и наделенном благородным вкусом частном человеке, к чьим суждениям прислушивалась просвещенная Европа. Здесь также будут показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Помимо выплаченных ему тогда же средств, философу была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у бывшего владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль.

Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века.

Сформировавшиеся в XVIII столетии русско-французские культурные связи позволили организовать этот масштабный проект исключительно на материале отечественных собраний.

Посетители увидят произведения из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа, а также Исторического музея, Тверской областной картинной галереи, Музея-заповедника «Архангельское», Русского музея, музеев-заповедников «Павловск» и «Останкино и Кусково». Значительный историко-документальный материал, отражающий атмосферу века Просвещения, предоставлен Российским государственным архивом древних актов, Российской национальной библиотекой и Российской государственной библиотекой.

Выставка не могла бы состояться без участия С.Я. Карпа, руководителя Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН, и кураторов отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа – Е.В. Дерябиной и А.В. Виленской.

К выставке подготовлены научно-популярное издание, включающее статьи специалистов и каталожную часть, а также образовательная и инклюзивная программы (включая тактильные макеты, экскурсии на русском жестовом языке и тифлокомментарии к избранным произведениям).

Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров.

Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН.

 

 

Информация (на 29.05.2023):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Главное здание – Залы 17-23.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

 

Смотреть еще

ГМИИ имени А.С. Пушкина Выставка Испанская коллекция Из собраний российских музеев

Испанская коллекция. Из собраний российских музеев.

С 08.11.2023 до 24.02.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *