На столе «Кураторской кухни» сегодня критический обзор выставки «Пассажиры. Диалоги о ландшафте» от Марии Сивковой – художника, мозаичиста, куратора, автора текстов об искусстве.
Выставка: Пассажиры. Диалоги о ландшафте.
Даты проведения: с 4 октября 2022 до 31 декабря 2023.
Место проведения: Галерея «Царская башня» – Казанский вокзал.
Организаторы: Фонд «Культурное пространство», Галерея «Триумф»
Анонс на сайте: http://cultobzor.ru/2022/10/passazhiry-dialogi-o-landshafte/
Арт-проект «Пассажиры. Диалоги о ландшафте», к сожалению, остался обойдён вниманием со стороны искусствоведов и арт-блогеров (хотя на Cultobzor есть анонс о проекте). Сама я узнала про эту выставку лишь увидев афишу на фасаде Казанского вокзала, а нашла вход лишь расспросив охранников после, конечно, обязательного досмотра при входе в здание Казанского вокзала.
Интроверты могли бы туда и вовсе не добраться (ведь не всегда же хочется разговаривать с людьми). И на информационных ресурсах, где размещена информация про проект о том, как добраться тоже ни слова. Проходя по вокзалу довольно трудно заметить деревянную дверь с надписью галерея «Царская башня» среди павильонов закусочных и чебуречных, соблазняющих ароматами посетителей, сидящих в зале ожидания.
Никаких баннеров, стрелок, указателей, привлекающих внимание к проекту, там нет. Как-то в далеком 2012м или 2013м году я слышала, как на том же Казанском вокзале диспетчер говорил, что в здании Казанского вокзала есть выставка картин какого-то автора. Видимо, в данном случае или это запрещено, или у организаторов такой задачи не было. А многим, думаю, было бы интересно скоротать время в ожидании поезда, приобщившись к прекрасному. Тем более, что вход на выставку бесплатный.
Категория «прекрасное», конечно, слабо применима к современному искусству. Но архитектура выставки действительно заслуживает похвалы. Разделение на залы, паузы между экспонатами, развеска, направленный свет, тексты – всё на высшем уровне. Похоже, изначально вход на выставку планировали с улицы, а не из здания вокзала. Это несколько неудобно, поскольку ты собираешь в голове пазл из отдельных художественных высказываний, а только потом понимаешь, к чему тут это всё, когда читаешь текст в зале, который мы посещаешь самым последним.
Проект воспринимался бы гораздо лучше, если бы зритель начинал осмотр с зала с инсталляциями Алины Глазун, Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой. Как писал М. Лившиц, наш мозг не избавлен от связи с предметностью. А потому узнавание привычного, знакомого в произведении искусства становится мостиком между искусством и реальностью (тем более, когда перед путешествием ты смотришь на свой будущий опыт в произведениях искусства).
Заходя на выставку, очень сложно резко перестроить своё восприятие с бытового-будничного, конкретно-предметного на абстрагирование и восприятие философских концепций (точнее, тех произведений, которые расположены в первом зале, например, проекта [ПРО]СТРАНСТВИЕ Дарьи Зайцевой). Но невозможно жить в социуме и быть свободным от социума, а потому административные вопросы могли внести коррективы в кураторскую задумку.
Тема выставки выбрана очень удачно – простая и понятная почти каждому, но дающая художнику большой простор для рассуждений, также очень удачно, что выставка, где основной мотив – это путешествие расположена на вокзале. В экспозиции представлено и понимание пути как конкретного путешествия между городами, и философского осмысления ландшафта, пространства. Из текста к выставке:
«Все мы в том или ином смысле пассажиры: новые кочевники, совершающие ежедневные деловые поездки люди. туристы, мигранты, паломники и беженцы. Перемещение – своеобразная миниатюра, зарисовка современности. < ….>
Пассажир поезда связан с ландшафтом гораздо ближе, чем пассажир самолёта, поскольку существует с ним в общей плоскости. Эта связь с окружающей средой и возможность медитации на пространство – главное отличие железнодорожного «пассажирства» от любого другого связанного с транспортом опыта. < ….> …главная функция пассажира – медитация на пробегающий ландшафт».
В большом зале (под самой башней) где расположены проекты Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой, Евы Хелкин, видео-арт Александра Кайгородова ампирные архитектурные детали, окна под потолком, пол в шашечку подавляют сами произведения, делая их крошечными.
В последние годы были популярны выставки современного искусства, расположенные в зданиях вокзалов, аэропортов: проекты «Даёшь конструктивизм!» и «Ивановское вещество» в железнодорожном вокзале города Иваново, в Нижнем Новгороде центр современного искусства «Терминал» был расположен в торговом центре при здании Московского вокзала, проект «Believe in Angels» Дмитрия Шорина и команды «Эрарта Дизайн» в аэропорту Пулково.
Показ произведений современного искусства в аэропортах – распространённое явление в мировой художественной практике. Яркими примерами являются работы британского скульптора Richard Wilson «Slipstream» расположенная в терминале аэропорта Хитроу и инсталляция «Kinetic Rain», спроектированая немецкой студией ART + COM, а изготовленная и смонтированная машиностроительной фирмой MKT, расположенная в терминале 1 Singapore Changi Airport.
Восьмигранный купол с небольшими окошками внутри Царской башни, ряд длинных продолговатых окон с фигурными наличниками, откуда льется естественный свет приковывает к себе внимание зрителя сильнее любых произведений современного искусства.
Делать выставочный проект в такой архитектуре – совсем иная задача, чем работа в музейном пространстве или белом кубе с направленным светом, где можно выстраивать сценографию на свое усмотрение. В данном случае инсталляции, воспроизводящие атмосферу вагона, вокзала смотрелись органично. А видео-арт, объекты – казались маленькими и не сомасштабными архитектуре, а их расположение вдоль стен выглядело случайным.
Даже инсталляция Саши Фроловой «Движущийся ландшафт», подвешенная над зрителем не смогла решить эту проблему. Меланхоличное видео Александра Кайгородова хотелось бы посмотреть в какой-то более спокойной обстановке, желательно сидя и в темноте, а не отвлекаясь на яркую красочную живописную инсталляцию Евы Хелки Allegro, интерактивную инсталляцию Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой, и, собственно, саму архитектуру вокзала.
В современной России при обилии законодательных ограничений, когда релоцировалось много ярких интересных авторов и кураторов, становится довольно сложно делать проекты, чтобы они были бы интересны не только специалистам с профильным образованием, но и были бы понятны широкой аудитории, не оскорбляя чувств каких-либо групп населения.
За последний год мне редко доводилось встречать проекты, которые вызывали эмоциональный отклик и наталкивали бы на размышления. «Пассажиры. Диалоги о ландшафте» – одна из немногих выставок, о которых захотелось написать, сравнить свое понимание темы с позицией куратора и художников
Мария Сивкова
Редактура Катя Финкельштейн
«Кураторская кухня» — это проект, инициированный куратором и арт-критиком Катей Финкельштейн в рамках деятельности независимой самоорганизованной кураторской группы Art Makes Sense: любой желающий может прислать свой лаконичный критический обзор посещенной им выставки, отметив моменты удачные и слабые на взгляд автора стороны проекта.
Каждый обзор проходит редакцию Art Makes Sense и после этого публикуется на портале партнера рубрики Cultobzor.ru и в одноименном телеграмм-канале проекта — https://t.me/curatorskaya . Свободный микрофон художественной критики «Кураторская кухня» возник как горизонтальная инициатива, поддерживающая обмен профессиональными критическими мнениями внутри арт-сообщества.
Михаил
perovo23@mail.ru
91.193.179.250
Как написано на вротах Ада — язык мой — враг мой… Вернее, я бы это написал на них, если бы была моя воля… Молодость с лёгкостью разбрасывает свое время, как ненужный, застрявший в кармане песок, не осознавая, что с ним уходит время… а тратить время, причём свое так бездарно… странное занятие, а описывать этот процесс, хотя и не лишённый таланта, как заниматься сексом с резиновой куклой — процесс есть — результат — ноль…