От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение.

С 21.04 до 10.09.2023 Галерея «Веллум» в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.

Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына и Галерея «Веллум» представляют выставочный проект «От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение».

В проекте исследуется значение Николая Рябушинского – мецената, художника, издателя литературно-художественного журнала «Золотое руно» и организатора одноименных выставок. Речь пойдет о личности Рябушинского, в немалой степени изменившего путь развития отечественного искусства, о выставках «Голубой розы» и «Золотого руна», которые по сути открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Именно Николай Рябушинский со своей выставочной программой обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров. Фактически впервые в мировой истории он создал моду и коммерциализировал новое искусство.

Посетители также узнают о знаменитой вилле «Черный лебедь» в Петровском парке: с тропическими растениями, прогуливающимися павлинами и молодым леопардом у входа, с роскошной коллекцией редчайших предметов, привезенных со всех уголков мира, — вилле, ставшей символом этого удивительного, типичного и уникального одновременно персонажа русской культуры начала XX столетия.

На выставке будут представлены работы, созданные в 1890–1920-х годах, в том числе во время выхода в свет журнала «Золотое руно» и проведения одноименных выставок (1906–1909), особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза».

В числе представленных выдающихся мастеров русского искусства – Николай Рябушинский, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов, Александр Матвеев, Артур Фонвизин и другие.

Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877–1951). Невероятное желание созидать, гедонизм и упрямство, вкупе с выдающимися финансовыми возможностями, позволило ему создать уникальное явление культуры – журнал «Золотое руно». И организовать в 1908–1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза» (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам как художник.

Куратор и автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова предлагает вспомнить и утвердить значение Николая Рябушинского и круга художников его журнала:

«Золотое руно» – журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово в мировой художественной культуре, обозначить целое направление в искусстве и, более того: поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов.

Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского – история могла бы сложиться иначе. Роль русского мецената и коллекционера – весьма показательна, на что мы и хотели обратить особое внимание».

Третья выставка «Золотого руна» стала первым триумфом русского авангарда. С неожиданным шумным успехом у публики заявили о себе Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк.

Энтузиазм Николая Рябушинского ярко проявил любопытную преемственность символизма и авангарда в их переходных фазах в русском искусстве. На выставках, вдохновителем которых он стал, символизм соседствовал с авангардным направлением – с рождающимся лучизмом. Роза превращалась в Луч. Взаимовлияние, взаимопроникновение русской и французской художественных традиций стали очевидностью.

Манифест нового искусства, вдохновленного талантом и энергией Рябушинского, был опубликован в первом номере журнала «Золотое руно»: «…Мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя, … мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство – вечно. Искусство – едино. Искусство – символично. Искусство – свободно».

На выставке будут представлены также редкие архивные документы, рукописи, письма, фотографии из фондов Дома русского зарубежья и РГАЛИ, а также экземпляры журналов «Золотое руно». Проект сопровождает специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского; подготовлено специальное издание, включающее многочисленные иллюстрации, а также эссе искусствоведа Любови Агафоновой.

Выставочный проект организован в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья (ФНЗР) и ряда крупных частных коллекционеров

 

 

Информация (на 12.04.2023):

Дом Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына.

Адрес: улица Нижняя Радищевская, дом 2.

Ближайшая станция метро «Таганская» Кольцевой линии.

Время работы: вторник, среда, пятница, воскресенье – с 11:00 до 19:00, в четверг и субботу с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Вход на эту выставку – свободный.

Комплексный входной билет в музей – 450 рублей.

https://www.domrz.ru/

Телефон: +7 (495) 137-83-56.

 

Смотреть еще

Искусство других. Нонконформизм в СССР. Новый музей Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Искусство других. Нонконформизм в СССР.

С 04.06 до 18.08.2024 в Новом Музее Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *