Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения.

С 18.11.2022 до 26.02.2023 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Крупный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи представляет ретроспективу Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), самого яркого представителя русского импрессионизма к 150-летию со дня рождения.

Игорь Грабарь был не только блистательным живописцем, но и одновременно основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, ученым-реформатором, создавшим структуру музейной работы, актуальную и сегодня, крупнейшим исследователем, способствовавшим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины.

В истории отечественного искусства Грабарь, пожалуй, единственный, кто был наделен редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохранения художественного наследия страны. Обладая страстным, кипучим темпераментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.

В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений – традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху.

Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрессионистическим пейзажам и натюрмортам. Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России.

Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе.

С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные государственные реставрационные мастерские.

С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания).

На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров — зимних пейзажей и натюрмортов. В художественном развитии он прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, придя к соцреализму.

Выставка занимает все экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901, ГТГ) приобрел Совет Третьяковской галереи.

Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма.

Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.

Особенность кураторского решения экспозиции заключаются в том, что она представляет Грабаря в различных качествах не столько архивными документами, сколько художественными произведениями — результатами его разнообразной деятельности, расширяя для зрителя круг интересов художника.

Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке.

Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII–XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранен для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым.

Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарем и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII–XVIII века», которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929–1932 годах. В пространстве этого же этажа представлены автопортреты Грабаря и написанные им портреты знаменитых ученых.

Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены альбом-каталог, издания из серий «Художник в Третьяковской галерее» и «Земной шар глазами художника», 2 тома из серии «Третьяковская галерея. ХХ век», книги для детей «Прогулки по усадьбам», посвященные периоду, когда Грабарь участвовал в работе попечительского совета музея и был директором Третьяковской галереи, а также аудиогид. Выставку сопровождает обширная образовательная программа.

Выставочный проект удалось реализовать благодаря поддержке ПАО «Транснефть», АО «Газпромбанк» и ПАО «Сургутнефтегаз».

Куратор: Ольга Атрощенко.

 

 

Информация (на 16.11.2022):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/inzhenernyy-korpus/

 

Смотреть еще

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024. Третьяковская галерея.

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024.

С 27.05 по 02.06.2024 в Государственной Третьяковской галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *