С 09.09 до 28.12.2022 в Музее русского лубка и наивного искусства – Сретенка.
В Музее русского лубка и наивного искусства открывается персональная выставка Александра Флоренского «Любимые картины».
«Художник – это коллекционер, который создает собственную коллекцию из копий картин, которые нравятся ему у других» – говорил Пабло Пикассо.
«Еще в конце 70-х годов я начинаю серьезно изучать наследие художников московской группы «Маковец», в частности, работы художника Сергея Михайловича Романовича. Его свободные копии с картин старых мастеров дают мне импульс к тому, к чему я давно и сам имел склонность, а именно рисовать только то, что вижу – смело уравняв в правах репродукцию с натурой.
Как ехидничал мой учитель Михаил Иванов в те годы, «можно смело издавать всемирную историю искусства с иллюстрациями Флоренского» – и это была чистая правда (Джотто, Курбэ, Тинторетто, Веронезе, Тернер, Констэбл, Неер, Гойя, Рембрандт, Тициан, Делакруа, Рубенс).
Тогда я русской живописью, особенно передвижниками, мало интересовался. А в 1990-х годах появилась идея попробовать переписать некоторые русские картины, особенно те, где сюжет хороший, а живопись – не очень. Так я нарисовал большую серию картин «Русский альбом». Затем я почему-то перестал рисовать «копии» вплоть до 2009 года, что сейчас, задним числом, мне представляется необъяснимым – ведь рисовать все эти картины было таким редкостным удовольствием.
И вот в 2009 году я, после длительного перерыва, начал работу над серией «Любимые картины», объединяющей и западную и русскую живопись. Здесь на самом деле нарисованы мои любимые картины, без всякой иронии и «улучшения», что порой имело место, когда я рисовал мои версии картин передвижников.
Серия «Любимые картины» еще далеко не закончена, периодически к ней добавляется картина-другая. Интересно, что за всю жизнь я ни разу не нарисовал ни одной копии как положено – тонкой кисточкой, в музее, стоя рядом с оригиналом (надо бы попробовать).
PS.
В России существовал замечательный жанр, своеобразный «народный промысел», зародившийся еще до революции, достигший наивысшего расцвета в 50-х, а затем и заката к началу 60-х годов XX века. Речь идёт о примитивистских или дилетантских копиях с известных произведений русской передвижнической живописи, как правило, выполненных в технике масляной живописи по холсту, клеенке или картону.
Наиболее часто встречающиеся сюжеты (на основе собственных наблюдений): Айвазовский «Девятый вал»; Брюллов «Итальянский полдень»; Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря»; Крамской «Лунная ночь», «Неизвестная»; Маковский «Дети, бегущие от грозы»; Перов «Охотники на привале»; Шишкин «Рожь».
Мне кажется, что моя работа в жанре «копий» и вышеописанная традиция в чем-то соприкасаются».
Александр Флоренский.
Информация (на 21.09.2022):
Музей русского лубка и наивного искусства – Сретенка.
Адрес: Малый Головин переулок, дом 10.
Ближайшие станции метро «Сухаревская» и «Сретенский бульвар».
Время работы: вторник, среда, пятница с 12:00 до 19:00, в четверг – с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 12:00 до 18:00. Понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения музея и его филиалов, а также о стоимости билетов: