С 28.06 до 24.07.2022 в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.
Выставка произведений Зильфата Рауфовича Басырова в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в Уфе посвящена 95-летию со дня его рождения. В экспозиции — произведения из собрания музея.
Творчество Зильфата Басырова многогранно. Природа щедро одарила его универсальным талантом: скульптор (станковист, монументалист), график, поэт, писатель-мемуарист, педагог, общественный деятель, спортсмен (фигурист-перворазрядник, член сборных команд Свердловской и Пермской областей, чемпион этих областей).
Формирование творчества Басырова пришлось на 1950-е – 1970-е годы — время безраздельного господства в советском искусстве соцреалистического «диктата». Но Басырову удалось чудесным образом сохранить себя: казалось, что заказы, близкие его душе, сами находили его и не позволили сорваться в необратимую бездну конъюнктуры.
Зильфат Басыров — художник удивительно цельный и искренний, достойно сочетающий в своём искусстве данное ему природой романтическое восприятие истории и реальности и высокий профессионализм, ставший результатом блестящей образованности.
Главные темы его произведений — торжество человеческого духа и творческой воли, энергия созидания, воплощённые в образах конкретных людей — деятелей национальной культуры прошлого и настоящего, исторических личностей, национальных героев и современников, уверенных в правильности выбранного пути.
Вместе они создают единую образно-тематическую линию, обладающую безусловным свойством типического: каждый созданный Басыровым портрет — это портрет конкретной личности, но трактованный не только в варианте физиономического сходства, а в контексте типического обобщения и утверждающий этим свойственную русской культуре идею надличностной идеалистичности.
Индивидуальные черты героя с их тончайшими психологическими характеристиками и стремление художника к утверждению в каждом герое некой высшей цели — духовной значительности и душевного благородства — придают образам обобщающую степень выразительности, превращают лики людей в одушевлённые лики времени.
Таковы скульптуры, посвящённые образам Акмуллы, отца, безымянного участника Великой Отечественной войны («Солдатский тост»), выдающегося татарского художника Баки Урманче, выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева, сына Василя («Василёк») и неизвестных нам молодых женщин и девушек, ставших прекрасными образами-типами женщины-матери, сестры, возлюбленной. Напомним, что Басыров стал первым художником, воплотившим и образ одного из предводителей Крестьянской войны 1773–1775 годов Кинзи Арсланова, сподвижника Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева.
Значительное место в творчестве Басырова занимает мотив обнажённой натуры, трактованный как традиционно (в виде купальщицы), так и в контексте антропоморфного изображения мифологического существа. Яркий пример во втором случае — скульптура «Су кузы» (русалка, дочь Воды). Но при известной универсальности мифологического образа, тело и в этом случае трактуется как реальная жизненная форма, находящаяся в состоянии внутреннего движения, душевного порыва, сообщающих динамику форме внешней.
В то же время, независимо от прототипа, образ каждой обнажённой всегда в гармонии с природой. Как очевиден и тот факт, что каким бы ни было пластическое решение образов, и каким бы ни был прототип (реальный он или мифологизированный), каждый из них всегда находится в рамках традиций русской пластической культуры. Эта приверженность сохраняется даже в произведениях, отмеченных явной симпатией Басырова к пластике импрессионизма.
Любовь к человеку, природе, истории, прекрасное знание скульптурных материалов (дерева, камня, металла), синтез традиции и стремления к экспериментаторству логически привели Басырова в тех же 1950-х годах к не менее важному для него увлечению материалами и техниками рисунка. А если ещё точнее, то карандаш, уголь, тушь, сангина, пастель, акварель, смешанная техника появились в его творческом активе даже раньше, чем первые скульптурные произведения. Поэтому, возможно, именно рисунок сделал Басырова скульптором, воспитав в нём композиционное чутьё, пластику линий, чистоту и поэтичность скульптурного объёма.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ, автор экспозиции выставки.
Информация (на 02.07.2022):
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.
Адрес: город Уфа, улица Гоголя, дом 27.
Время работы: вторник – пятница, воскресенье с 10:00 до 18:30, в субботу с 11:00 до 19:30. Понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:
Телефоны: + 7 (347) 273-02-55, 272-13-85.