Среда , Октябрь 5 2022
Главная / Выставки / Выставки в 2022 году / Выставки в июле 2022 / Зильфат Басыров. Скульптура. Графика.

Зильфат Басыров. Скульптура. Графика.

С 28.06 до 24.07.2022 в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.

Выставка произведений Зильфата Рауфовича Басырова в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в Уфе посвящена 95-летию со дня его рождения. В экспозиции — произведения из собрания музея.

Творчество Зильфата Басырова многогранно. Природа щедро одарила его универсальным талантом: скульптор (станковист, монументалист), график, поэт, писатель-мемуарист, педагог, общественный деятель, спортсмен (фигурист-перворазрядник, член сборных команд Свердловской и Пермской областей, чемпион этих областей).

Формирование творчества Басырова пришлось на 1950-е – 1970-е годы — время безраздельного господства в советском искусстве соцреалистического «диктата». Но Басырову удалось чудесным образом сохранить себя: казалось, что заказы, близкие его душе, сами находили его и не позволили сорваться в необратимую бездну конъюнктуры.

Зильфат Басыров — художник удивительно цельный и искренний, достойно сочетающий в своём искусстве данное ему природой романтическое восприятие истории и реальности и высокий профессионализм, ставший результатом блестящей образованности.

Главные темы его произведений — торжество человеческого духа и творческой воли, энергия созидания, воплощённые в образах конкретных людей — деятелей национальной культуры прошлого и настоящего, исторических личностей, национальных героев и современников, уверенных в правильности выбранного пути.

Вместе они создают единую образно-тематическую линию, обладающую безусловным свойством типического: каждый созданный Басыровым портрет — это портрет конкретной личности, но трактованный не только в варианте физиономического сходства, а в контексте типического обобщения и утверждающий этим свойственную русской культуре идею надличностной идеалистичности.

Индивидуальные черты героя с их тончайшими психологическими характеристиками и стремление художника к утверждению в каждом герое некой высшей цели — духовной значительности и душевного благородства — придают образам обобщающую степень выразительности, превращают лики людей в одушевлённые лики времени.

Таковы скульптуры, посвящённые образам Акмуллы, отца, безымянного участника Великой Отечественной войны («Солдатский тост»), выдающегося татарского художника Баки Урманче, выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева, сына Василя («Василёк») и неизвестных нам молодых женщин и девушек, ставших прекрасными образами-типами женщины-матери, сестры, возлюбленной. Напомним, что Басыров стал первым художником, воплотившим и образ одного из предводителей Крестьянской войны 1773–1775 годов Кинзи Арсланова, сподвижника Емельяна Пугачёва и Салавата Юлаева.

Значительное место в творчестве Басырова занимает мотив обнажённой натуры, трактованный как традиционно (в виде купальщицы), так и в контексте антропоморфного изображения мифологического существа. Яркий пример во втором случае — скульптура «Су кузы» (русалка, дочь Воды). Но при известной универсальности мифологического образа, тело и в этом случае трактуется как реальная жизненная форма, находящаяся в состоянии внутреннего движения, душевного порыва, сообщающих динамику форме внешней.

В то же время, независимо от прототипа, образ каждой обнажённой всегда в гармонии с природой. Как очевиден и тот факт, что каким бы ни было пластическое решение образов, и каким бы ни был прототип (реальный он или мифологизированный), каждый из них всегда находится в рамках традиций русской пластической культуры. Эта приверженность сохраняется даже в произведениях, отмеченных явной симпатией Басырова к пластике импрессионизма.

Любовь к человеку, природе, истории, прекрасное знание скульптурных материалов (дерева, камня, металла), синтез традиции и стремления к экспериментаторству логически привели Басырова в тех же 1950-х годах к не менее важному для него увлечению материалами и техниками рисунка. А если ещё точнее, то карандаш, уголь, тушь, сангина, пастель, акварель, смешанная техника появились в его творческом активе даже раньше, чем первые скульптурные произведения. Поэтому, возможно, именно рисунок сделал Басырова скульптором, воспитав в нём композиционное чутьё, пластику линий, чистоту и поэтичность скульптурного объёма.

Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ, автор экспозиции выставки.

 

Выставка «Зильфат Басыров. Скульптура. Графика». Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.
Предоставлено: Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа.

 

Информация (на 02.07.2022):

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.

Адрес: город Уфа, улица Гоголя, дом 27.

Время работы: вторник – пятница, воскресенье с 10:00 до 18:30, в субботу с 11:00 до 19:30. Понедельник – выходной день.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов:

https://museum-nesterov.ru

Телефоны: + 7 (347) 273-02-55, 272-13-85.

 

Check Also

Всероссийский фестиваль Русское зарубежье города и лица 2022 в Уфе

Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» 2022 в Уфе.

С 21.07 по 23.07.2022.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *