Вторник , 23 апреля 2024

Евгений Вахтангов. Мыслефразы.

С 14.07 до 07.08.2022 в МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели.

Российская Академия Художеств представляет выставку произведений советского и российского живописца, педагога, академика РАХ Евгения Сергеевича Вахтангова (1942-2018).

Третья по счету выставка художника в Академии носит столь же органичное и игривое название – «Мыслефразы», что и предыдущие проекты – «Контрапункты» (2012) и «Рефлексы» (2018). Подчеркивая идею ретроспективной памятной выставки, небольшая, но емкая экспозиция раскрывает главную отличительную черту творческой биографии Евгения Вахтангова – неустанный поиск нового визуального языка живописи, коллажа и графики.

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова, Евгений Сергеевич Вахтангов начинал работать в реалистической манере, во многом продиктованной влиянием московской школы живописи. В 1970-е годы он – мастер городского пейзажа, создающий образы города в дымчатой, серебристо-жемчужной гамме. Помимо пейзажей, художник обращается к жанру натюрморта, в котором, словно следуя по стопам Джорджо Моранди, находит свой объект наблюдения – фарфоровой или керамический чайник, теряющий утилитарную функцию в фигуративной интимности переданного объема и гармонии найденного окружения.

В начале 1980–х годов, оставив разработку пейзажного жанра и натюрморта, художник увлёкся красочными абстракциями. Спустя несколько лет, в 1983 году, Вахтангов, продолжая свой поиск и заостряя внимание на экспрессии и эмоциональном переживании, приходит к эстетическому минимализму, в котором ограничивается несколькими яркими мазками на контрастном однотонном фоне.

В 1990-е годы художник становится основателем направления «спонтансюр» (термин, придуманный художником) – спонтанный сюрреализм. Для мастера чрезвычайно важно глубинное переосмысление реальности, преломление ее всевозможных аспектов в случайных ракурсах. Изображение крупных пятен, объёмных форм, внешняя непохожесть и необычность, оригинальность его живописных работ зарождает в зрителе собственный ассоциативный ряд.

Нелинейность художественного поиска, разрозненность стилей Е.С. Вахтангова, обуславливается его «жизнью семидесятника». Искусство конца ХХ – первых лет XXI века – это большой пласт сложной и противоречивой культуры со всевозможными разновидностями постмодернизма.

Он, в свою очередь, предполагает не новаторское видение, а скорее игру, с уже известными стилями и прошлым как таковым. Иными словами, пошатнулся фундамент, возник кризис гуманистических идей, и художники перешли от создания нового к переосмыслению старого. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами постмодернизма, — бесконечная свобода самовыражения.

На выставке также представлены коллажи и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Вахтанговым в двухтысячные: работы с использованием самоклеющихся блестящих пленок, цветных бумажных ценников, пенопластовых шариков и фотографий, а также расписанные тарелки.

Однако уже в 2006 году художник отказался от этих попыток и перешел к созданию артефактов, в которых использовал «коллаж-монтаж» из подручных средств – газет и журналов. Так, поймав волну затухания ироничного постмодернизма, и наблюдая становление новой культуры метамодернизма, Евгений Вахтангов предложил собственный язык описания и анализа мироустройства – «Мыслефразы».

Где-то между этими «измами» в, казалось бы, жестких экономических и социокультурных условиях находится искусство Вахтангова, раскрывающееся, тем не менее, как фазовое пространство. Это искусство воздействует развитием и становлением естественного языка живописи, графики, коллажа, монтажа как метода. Образы произведений художника, в сущности, блуждающие точки окружности индивидуальной визуальной культуры, которые обладают «окрестностью» изобретенных направлений и временных периодов, но не сводятся к их устоявшимся определениям.

Последний период творчества, связанный с работой над абстрактными и полуабстрактными композициями в духе пуантилизма, наилучшим образом характеризует «мыслефраза» самого Евгения Вахтангова, которую зритель и будущий читатель обязательно найдет в недавно изданной книге афоризмов художника «Скоро буду, Е.В.»:

«А дальше что? Что дальше? Какое продолжение? Как какое? Дальнейшее – многоточие, много-много точек! Так что же, мне так и источать точки? Так и источай, пока не источишься, таково твое предназначение! Обесточенность!»

Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александры Илюниной.

 

 

Информация (на 05.07.2022):

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели.

Адрес: улица Пречистенка, дом 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

https://www.rah.ru

 

Смотреть еще

Пётр Козорезенко Философия воображения Российская Академия Художеств

Пётр Козорезенко. Философия воображения.

С 29.11 до 17.12.2023 в Российской Академии Художеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *